Нюансы судебной практики по военной ипотеке — наиболее распространенные спорные ситуации. Нюансы судебной практики по военной ипотеке: наиболее распространенные спорные ситуации Рапорт на исключение из списков участников нис

  • Дата: 21.03.2024

Сегодня мы вкратце расскажем о том какие последствия влекут для военнослужащего исключение из участников НИС

Как гласит п. 3 ст. 9 Закона № 117-ФЗ «О НИС», п. 18 постановления Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. № 891, разделом V Порядка реализации НИС в ВС РФ2, утв. приказом № 245 от 24.04.2017 г., военнослужащий выходит из программы НИС, если он:

Основания для исключения из реестра участников НИС

Добровольно увольняется с военной службы;

Был исключен из списка личного состава по причине смерти (гибели) или в связи с объявлением его пропавшим без вести (умершим);

Имеющие стаж работы в ВС РФ 10 лет и более,

Освободившие должность по специальным основаниям (ввиду достижения предельного возраста, позволяющего осуществлять военную деятельность, в связи с организационно-штатными событиями, из-за наличия заболеваний, препятствующего дальнейшей службе, в силу особых семейных обстоятельств, указанных в законе);

Погибшие, умершие или признанные безвестно отсутствующими (накопления использует семья военнослужащего).

Изучите все о в нашей статье.

Военная ипотека после увольнения с военной службы

При увольнении по другим основаниям накопления возвращаются в бюджет РФ. При повторном заключении контракта данные средства не восстанавливаются.

Что происходит с военной ипотекой военнослужащего при увольнении из армии

Если в период службы был , его необходимо вернуть в бюджет. Предусматривается рассрочка платежа на 10 лет с выплатой процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Оставшийся долг перед банковским учреждением гражданин погашает в дальнейшем самостоятельно.

Данный вопрос был освещен в соответствующем обзоре Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Участникам НИС, уволенным без взысканий после 18 марта 2017 г. и вновь поступившим по , накопления восстанавливаются. Если до увольнения был использован целевой займ, то такие участники возвращают его в бюджет без процентов.

Порядок выхода из программы НИС с указанием сроков и требуемых документов регламентирован приказом Министра обороны РФ от 24.04.2017 г. № 245.

На этом пока все, что мы хотели рассказать какие последствия наступают у военнослужащего после исключении его из участников НИС (накопительно-ипотечная система).

Если остались вопросы задавайте их в комментариях!

Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 2794-О “По жалобе гражданина Аланова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также подпунктами 3 и 4 пункта 3 и пунктами 12 и 24 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.А. Аланова,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Аланов оспаривает конституционность следующих нормативных положений:

пунктов 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», предусматривающих, что к участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;

подпунктов 3 и 4 пункта 3 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89), согласно которым участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих могут быть: изъявившие на то свое желание прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками;

пункта 12 указанных Правил, определяющего основания включения военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;

пункта 24 тех же Правил, согласно которому срок внесения в реестр записи об исключении военнослужащего из реестра не должен составлять более трех месяцев с даты возникновения соответствующего основания.

Как следует из представленных материалов, А.А. Аланов, будучи старшиной, заключившим первый контракт в 1998 году и второй контракт в 2002 году, в 2006 году подал рапорт на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и был включен в реестр участников. В 2007 году ему присвоено звание прапорщика, в 2010 году - выдано свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы, а в 2011 году между Министерством обороны Российской Федерации и А.А.Алановым был заключен договор целевого жилищного займа и погашения обязательств по ипотечному займу, по условиям которого на погашение первоначального взноса ему были предоставлены денежные средства в сумме 622 400 руб. Жилое помещение (квартира) было приобретено им с использованием средств указанного целевого жилищного займа, а также ипотечного займа, предоставленного некоммерческой организацией «Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области», в размере 2 млн руб. на срок 144 месяца.

В 2015 году федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» уведомило А.А. Аланова о том, что в связи с выявлением факта ошибочного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы было прекращено перечисление ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту.

Решением Ленинградского районного суда города Калининграда от 14 сентября 2015 года, законность и обоснованность которого была подтверждена вышестоящими судами, А.А. Аланову было отказано в удовлетворении требований к федеральному государственному казенному учреждению «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», войсковой части и Федеральной службе безопасности о признании права на перечисление ежемесячных платежей по кредиту, выданному для приобретения жилого помещения, обязании исполнить обязательства по договору целевого жилищного займа, признании незаконными действий по аннулированию регистрационного номера участника накопительно-ипотечной системы. Суды установили, что как на дату подачи рапорта на участие в указанной системе, так и на дату внесения А.А. Аланова в реестр участников отсутствовали правовые основания для включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы, поскольку второй контракт о прохождении военной службы был заключен старшиной А.А. Алановым ранее 2005 года; ошибочное включение заявителя в реестр является безусловным основанием для аннулирования соответствующего регистрационного номера лица, неправомерно включенного в реестр.

По мнению заявителя, положения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и подпунктов 3 и 4 пункта 3 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в той мере, в какой они лишают военнослужащих, прослуживших более 15 лет по контракту и признанных нуждающимися в получении жилого помещения, права стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, - противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

Неконституционность пунктов 12 и 24 указанных Правил заявитель усматривает в том, что содержащиеся в них нормы по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, позволяют аннулировать регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы в случае ошибочного открытия именного накопительного счета в срок, превышающий три месяца с даты возникновения соответствующего основания, уже после предоставления участнику накопительно-ипотечной системы средств накоплений, учтенных на этом счете.

2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Во исполнение указанных конституционных предписаний был принят Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», вводящий новую форму жилищного обеспечения - за счет средств федерального бюджета посредством формирования накоплений на именных накопительных счетах, предоставления целевого жилищного займа и денежных средств, дополняющих накопления, учтенные на именном накопительном счете. Данный Федеральный закон в статье 9 устанавливает, по сути, две категории военнослужащих, имеющих право на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения: 1) военнослужащие, заключившие контракты после 1 января 2005 года, для которых участие в накопительно-ипотечной системе обязательно; 2) отдельные категории военнослужащих, которые заключили первые или вторые контракты ранее 2005 года и которые вправе выбрать данный вид жилищной гарантии - при условии изъявления ими желания стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Такое правовое регулирование не ограничивает право на улучшение жилищных условий других категорий военнослужащих, не указанных в приведенной статье, поскольку для них сохраняются иные закрепленные в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в других законодательных актах формы жилищного обеспечения.

Так, согласно статье 15 указанного Федерального закона военнослужащие, заключившие контракт на прохождение военной службы после 1 января 1998 года (к их числу относится и заявитель), обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы; в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Установленный Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» способ реализации государством жилищных гарантий, предоставляемых военнослужащим, в первую очередь рассчитан на привлечение граждан на службу в вооруженные силы после 2005 года, а также на стимулирование продолжения службы теми военнослужащими, которые уже заключили первый контракт до указанной даты.

Такое законодательное решение само по себе не может рассматриваться как расходящееся с принципом равенства и справедливости, поскольку федеральный законодатель вправе устанавливать различные правила удовлетворения жилищных потребностей для военнослужащих, в том числе вводить новые формы реализации права военнослужащих на предоставление жилого помещения, которые будут распространяться только на лиц, поступающих на военную службу впервые после вступления в действие норм законодательства, устанавливающих такие формы.

Положения подпунктов 3 и 4 пункта 3 и пункта 12 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, оспариваемые заявителем, не устанавливают какого-либо самостоятельного регулирования, по своему содержанию практически полностью воспроизводят пункты 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а потому также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

3. В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) представляет собой исполнение государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655) предусмотрено, что основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы; при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет; документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы (пункты 7 и 8).

Основания исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников накопительно-ипотечной системы перечислены непосредственно в части 3 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В качестве таковых выступают: 1) увольнение военнослужащего с военной службы; 2) исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета (данные положения полностью воспроизведены в пункте 18 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

В силу приведенных нормативных положений исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при наличии одного из указанных оснований. Если же лицо ошибочно было включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, то аннулирование записи о нем в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения им соответствующих денежных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года № 1-П указал на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Как следует из названного Постановления, такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает существенный источник дохода, который он получал в течение длительного времени, притом что возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.

Из этого исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который в определении от 15 июня 2017 года № 206-КГ17-4 указал, что действия должностных лиц Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России и федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанные с прекращением исполнения взятых на себя обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего после фактического включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы и предоставления целевого жилищного займа, на законе не основаны.

Иное истолкование и применение оспариваемых законоположений, в том числе судами, расходилось бы с их действительным смыслом и вело бы к нарушению гарантий прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации.

4. Положение пункта 24 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, устанавливающего, что срок внесения в реестр записи об исключении военнослужащего из реестра по основаниям, предусмотренным пунктом 18 указанных Правил, не должен составлять более трех месяцев с даты возникновения соответствующего основания, адресованное должностным лицам, уполномоченным на ведение реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, направлено на своевременное исполнение ими своих служебных обязанностей, не регулирует вопросы непосредственно оснований исключения военнослужащих из реестра накопительно-ипотечной системы, а касается лишь сроков такого исключения с момента наступления одного из оснований, а потому не может рассматриваться как затрагивающее какие-либо конституционные права и свободы граждан.

Проверка же законности и обоснованности судебных решений, вынесенных в отношении заявителя, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2 статьи 43, частью четвертой статьи 71, статьей 78 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Аланова Александра Анатольевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного им вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Оспаривались отдельные нормы о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих в части, касающейся последствий ошибочного включения лица в реестр ее участников.

По законодательству в случае такой ошибки регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы аннулируется, а средства, учтенные на таком счете, возвращаются в федеральный бюджет.

КС РФ разъяснил, что в случае ошибочного включения в реестр упомянутых участников аннулирование записи в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения лицом соответствующих денег.

В последнее время, поступает большое количество вопросов от военнослужащих, ранее исключенных из реестра участников НИС в связи с увольнением и вновь поступивших на военную службу, а также участников НИС которые планируют сменить место прохождения военной службы, и задаются вопросом, что же будет с денежными средствами, учтенными на именном накопительном счете (ИНС) или уже взятым ипотечным кредитом?

Увольнение военнослужащего влечет за собой исключение его из реестра участников НИС и закрытие именного накопительного счета. На этом участие в накопительно-ипотечной системе прекращается.

Дальнейшее развитие событий зависит от оснований увольнения и имеющейся выслуги лет. Чтобы не лишиться имеющихся накоплений, или иметь право на их восстановление, при повторном поступлении на военную службу, увольняемый должен обладать выслугой 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении, либо увольняться по «льготным» основаниям, к которым относятся состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия, семейные обстоятельства, достижение предельного возраста нахождения на военной службе.

В случае увольнения по любым другим основаниям, накопления в дальнейшем не восстанавливаются и подлежат возврату в федеральный бюджет, а при наличии договора ЦЖЗ денежные средства подлежат возврату с рассрочкой платежа сроком до 10 лет и уплатой процентов по ставке рефинансирования Центробанка России на дату увольнения.

Что происходит, в случае заключения нового контракта?

При повторном поступлении на военную службу в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 117 - ФЗ от 20.08.2004 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее Федеральный закон) – военнослужащие, ранее исключенные из реестра участников НИС в связи с увольнением, подлежат обязательному включению в реестр, с последующим начислением денежных средств на ИНС.

На указанных военнослужащих оформляется список для включения в реестр.

Всего для вновь поступивших на военную службу определены 3 основания для включения в реестр.

Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе и не получили выплату денежных средств, дополняющих накопления.

В данном случае происходит восстановление накоплений на именной накопительный счет.

Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, либо были исключены из реестра по иным не льготным основаниям (по собственному желанию, по окончанию контракта).

Восстановление накоплений на именной накопительный счет законом не предусмотрено.

Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и получили выплату денежных средств, дополняющих накопления

Основанием для включения в реестр будет достижение общей продолжительности их военной службы двадцать лет.

В настоящее время многие военнослужащие неверно истолковывают понятие перевод из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой. Межведомственный перевод происходит на основании совместных приказов руководителей соответствующих министерств и ведомств, и не связан с увольнением в запас. Одним приказом военнослужащего исключают из списков личного состава воинской части и зачисляют в распоряжение другого министерства, по прибытию к новому месту службы издается другой приказ о назначении на новую должность.

В этом случае военнослужащий ничего не теряет. По новому месту службы на военнослужащего оформляется список на включение в реестр. Сведения о включении в реестр с необходимыми изменениями регистрационного номера, соответствующим ФОИВ представляются в ФГКУ «Росвоенипотека», которое в свою очередь уведомляет регистрирующий орган ФОИФ, из которого прибыл участник НИС, для исключения из своего реестра.

Данная процедура не влечет последствий в вопросе начисления денежных средств на ИНС участника и перечисления средств в счет уплаты ипотечного кредита (при его наличии), а также не накладывает на военнослужащего никаких дополнительных обязательств.

Большинство участников НИС считают переводом увольнение с военной службы из одного органа, зачастую по окончании контракта, и последующим заключением контракта в другом органе, что сразу влечет за собой исключение из реестра и закрытие ИНС, с последующими проблемами возврата ЦЖЗ (в случае, если была приобретена квартира).

Если квартира была приобретена еще до увольнения, в каком порядке возвращается задолженность по договору ЦЖЗ?

В случае увольнения с военной службы участник НИС обязан уведомить ФГКУ «Росвоенипотека» о своем увольнении в течение 5 рабочих дней, а также сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам.

Если право на использование накоплений не возникло, то участник возвращает ФГКУ «Росвоенипотека» все средства целевого жилищного займа, в том числе перечисленные в погашение обязательств по ипотечному кредиту. Возврат задолженности и уплату процентов участник производит в соответствии с графиком возврата задолженности, в течении 10 лет с даты увольнения, посредством ежемесячных платежей по реквизитам, указанным в уведомлении о направлении этого графика.

Если право на использование накоплений возникло, возврату подлежат только средства перечисленные за период с фактической даты исключения из реестра до поступления данной информации в ФГКУ «Росвоенипотека». Данные денежные средства военнослужащему необходимо вернуть в течение 12 месяцев.

Каким образом будет погашаться задолженность военнослужащего по ипотечному кредиту при повторном включении в реестр участников НИС?

Наиболее распространен случай, когда военнослужащий, будучи участником НИС приобретает квартиру по программе и увольняется, а затем, в дальнейшем, снова поступает на военную службу, понимая, что из семейного бюджета кредит за квартиру не осилить.

Как мы уже рассматривали выше, при повторном поступлении на военную службу военнослужащие, ранее исключенные из реестра участников НИС в связи с увольнением, подлежат обязательному включению в реестр, с последующим начислением денежных средств на ИНС.

Возврат задолженности будет производится за счет средств накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счете участника. Платежи в счет кредитного обязательства начнутся только после полного погашения задолженности перед ФГКУ «Росвоенипотека», всё это время военнослужащий должен оплачивать кредит и проценты по нему из собственных средств.

Если после увольнения обременение в пользу Российской Федерации было снято, для возобновления погашения обязательств по ипотечному кредиту, участник НИС и ФГКУ «Росвоенипотека» заключают новый договор ЦЖЗ.

Если регистрационная запись об ипотеке не погашена, участник НИС представляет в ФГКУ «Росвоенипотека» следующие документы:

а) заявление о возобновлении предоставления средств по договору целевого жилищного займа для погашения обязательств по ипотечному кредиту;

б) копию паспорта гражданина Российской Федерации, являющегося участником;

29 Декабря 2016, 00:16, вопрос №1487879 Сергей , г. Новосибирск

Сергей оставил отзыв о сайте - показать

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (5)

    получен
    гонорар 70%

    Юрист, г. Самара

    Общаться в чате

    Здравствуйте, Сергей!

    Скажите пожалуйста, а супруга уже приобрела жилье по НИС или пока денежные средства только копятся на счете?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    26. Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

    а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

    б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

    в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

    г) решения жилищной проблемы;

    д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил;

    е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

    Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
    Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.

    27. Данные о военнослужащих, которые прибывают с семьями на территорию Российской Федерации, а также сведения о количестве жилья, необходимого для их обеспечения по действующим нормам жилой площади, представляются командирами (начальниками) воинских частей ежегодно, к 1 апреля, в органы местного самоуправления через военные комиссариаты.

    Таким образом вы попадете под пункт г) решения жилищной проблемы одним из членов семьи. Исключения жены не лишает всех остальных права на жилье. а оставление может рассматриваться как решение жилищной проблемы всей семьей и снятия всех с учета. Перспектив положительного судебного решения нет.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Федько Мария

    Юрист, г. Москва

    • 2087 ответов

    • Суд, полагаю, незаконно расширительно толкует жилищное законодательство и рассматривает права военнослужащего в будущем.

      С уважением! Г.А. Кураев

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

Государственная программа « » существует больше десяти лет и сегодня отличается прозрачной и отлаженной функциональностью (). Как и другие подобные проекты, она имеет свои плюсы и минусы. Варианты недостатков аккумулирует судебная практика по военной ипотеке.

Как должен поступать военнослужащий при возникновении споров по ипотеке

По данным статистики, за все время действия программы права граждан нарушались неоднократно, нормы закона соблюдались далеко не всегда. Правительство взяло ситуацию под строгий контроль, поэтому военные все меньше обращаются за помощью в судебные органы.

Если военнослужащий считает, что его обманули, он должен обращаться за помощью в судебный орган. Для этого ему надо проконсультироваться с адвокатом и собрать все необходимые бумаги.

Распространенные проблемы по военной ипотеке

Обеспечение военнослужащих собственным жильем - ключевая цель военной ипотеки ( , Постановление Правительства РФ от 21.02.2005 N 89 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба"). Исковые заявления, которые данная категория резидентов РФ подает в суд, чаще всего касаются таких проблем:

  • , нажитой в браке;
  • увольнение и удаление из реестра участников НИС;
  • досрочное увольнение и запрет на использование накоплений.

Раздел квартиры, нажитой в браке

Данная проблема встречается чаще всего. Главный нюанс заключается в том, что жилье, купленное по условиям ВИ, остается в собственности банка, выдающего денежные средства. Поэтому в случае бракоразводного процесса он протестует против раздела недвижимости.

Для предотвращения подобных ситуаций некоторые банковские учреждения просят потенциальных клиентов составить брачный контракт, согласно которому муж/жена военнослужащего не будут претендовать на ипотечную квартиру.

Как показывает практика, такое разбирательство чаще имеет положительные результаты, и военнослужащий в большинстве случаев остается обладателем жилья.

Однако соглашение может оспариваться, если:

  • в семье гражданина родился ребенок, и часть материнского капитала ушла на выплату ипотеки;
  • капитальный ремонт и перепланировка жилья оплачивались средствами из общего семейного бюджета;
  • внесены общие денежные средства для погашения первого взноса за квартиру;
  • использовались деньги близких родственников мужа/жены военнослужащего.

При наличии этих фактов вердикт суда может быть не в пользу военного.

Увольнение и исключение из реестров НИС

создает много вопросов касательно правильности участия военнослужащего в накопительно-ипотечной системе.

К примеру, военный подписал контракт о несении службы и автоматически стал участником НИС. Через некоторое время он был уволен по здоровью или сокращению штата, но потом опять восстановлен. В таком случае служащий теряет все свои привилегии и больше не может претендовать на покупку жилья на выгодных условиях. Повторное участие в НИС законом тоже не предусмотрено. Как показывает статистика, большинство решений суда по военной ипотеке в этом вопросе выносится в пользу государства.

Досрочное увольнение и невозможность воспользоваться накоплениями

За все время действия военной ипотеки суд нередко рассматривает дела о невозможности военнослужащему воспользоваться своими накоплениями. Возникает эта ситуация так: офицер покупает квартиру за счет средств, предоставленных НИС, но потом досрочно увольняется. В итоге он должен выплачивать ипотеку деньгами из своего личного бюджета. Финансовая помощь от государства ему больше не доступна.

Обзор судебной практики по возврату ЦЖЗ

Военнослужащий самостоятельно возвращает деньги за ипотеку в банк по индивидуально установленному графику. Если гражданин не рассчитывается по целевому жилищному займу или не выплачивает ипотеку, кредитор (банковское учреждение или ФГКУ «Росвоенипотека») имеет законное право потребовать взыскание через суд. Многие военнослужащие считают, что самым худшим последствием досрочного увольнения является потеря купленной жилой недвижимости.

Другие ситуации по военной ипотеке, требующие рассмотрения в суде

К таким относятся исковые заявления родственников, предъявляющих права на жилье, купленное в рамках ВИ.

Родственники имеют право претендовать на жилье военного, который:

  • досрочно уволен по причинам, от него не зависящим;
  • считается пропавшим без вести;
  • погиб при исполнении.

Близким родственникам гражданина приходится долго отстаивать свои права, но в большинстве случаев суд выносит решение в их пользу. На этом примере можно проследить несовершенство положений ВИ и его последствия для честных военнослужащих.

Судебная практика по военной ипотеке в пользу заемщика

Судебная практика по военной ипотеке свидетельствует о том, что, в сравнении с обычной ипотекой, военная часто решается в сторону заемщика. Верховный суд аргументирует это тем, что обеспечение нормальных условий жизни защитников - главная цель данной государственной программы. Поэтому не может быть такого, чтобы гражданина в офицерском звании правительство лишило возможности получить квартиру.

Суд защищает права резидента, если он пропустил регистрацию по весомой причине. В такой ситуации деньги, положенные военному, перебрасываются на его личный счет в банке. Время на право использования данных средств начинает отсчитываться с даты, когда возникли причины для включения военнослужащего в реестр претендентов на улучшение жилищных условий.