Revolut — британский стартап с российскими корнями

Перевод денежных средств из одной валюты в другую при пользовании пластиковой картой — очень востребованная операция, но ее механизм сложный и стоимость велика. Производя покупки в иностранных интернет-магазинах и путешествуя по другим странам, мы вынуждены заводить несколько пластиковых карточек или оплачивать проценты по конвертации.

Основные идеи стартапа

Помочь в решении этой проблемы вызвалась компания Revolut, стартап запущенный в Британии выходцами из России, сумевший за полгода своей работы привлечь более 100 тыс. пользователей и 4,8 млн долларов инвестиции.

револют 1
По словам основателя  Revolut Николая Стронского мы теряем на каждые 500 Euro потраченных с банковской карты примерно 30-40 евро в виде процентов за конвертацию и предлагает проект который позволит сэкономить эти деньги.

Revolut произвела пластиковую карту с тремя кошельками — в фунтах стерлингов, евро и долларах. Когда покупка по карте идет в одной из трех валют используется соответствующий кошелек, а если средств в этой валюте в кошельке не хватает, конвертация происходит по межбанковскому курсу на момент операции. Это значительно выгоднее чем обмен валюты через платежные системы или в обычном банке. Фактически потребитель услуги получает обмен валюты, в том числе и рублей, по курсу ЦБ.

Для получения карты необходимо мобильные устройства на платформе Android или iOS, на который скачивается специальное приложение и оформить доставку. Заказ и доставка карты бесплатный, а переводить деньги можно с дебетовой карты или расчетного счета. Все операции управляются из мобильного приложения. Пользователи приложения могут переводить средства другим держателям карт Revolut, а также на другие расчетные счета.

История создания и создателей

револют2
В 2006 году Михаил Стронский, будучи на тот момент студентом  Российской экономической школы и Московского физико — технического института проходил стажировку в Лондонском отделение банка Lehman Brothers, где и  получил предложение о дальнейшей работе.

Дальнейшие известные события, крушение lehman Brothers, не отразились на его карьере — группу, в которой он работал, перекупил банк Credit Suisse. Через какое-то время Николай достиг потолка карьерного роста в качестве трейдера и не находя для себя дальнейших перспектив в банковской индустрии, решил организовать свой стартап.

В 2013 году он увольняется из банка и начинает претворять в жизнь свои бизнес идеи. Первая из них — краткосрочное кредитование ориентированное на Россию, столкнувшись с жизненными реалиями, быстро сошло на нет. Оставалось второе — мультивалютная карта. Первый шаг в реализации проекта — убедить инвесторов в перспективности проекта — оказался непростым. Было получено 15 отказов, После кризиса восьмого года банки и инвесторы действовали весьма осторожно и подозрительно в отношении подобных проектов.

Техническую сторону создание карты осуществил коллега по Credit Suisse  Влад Яценко, Впоследствии ставший техническим директором Revolut.
Организация производства карты заключение договора с банками и различными платежными системами заняла около года.

Чтобы окончательно увязать все тонкости работы платежной системы и банков с совершенно новым подходом, который предлагал стартап, Весной 2014 года пришлось прибегнуть к услугам ведущего специалиста в мире карточной инфраструктуры Девида Паркера. Ознакомившись с сутью идеи, Паркер обозначил технические проблемы которые делали невозможным ее реализацию. Но молодая напористая команда нашла решение этих проблем, после чего заключение эксперта звучало как: “Это может сработать”.

Первая карта Revolut  была готова в начале 2015 года. Признание проекта в глазах партнеров и инвесторов произошло с ростом пользовательской базы. Клиенты оценили достоинства нового продукта так, что компания не пришлось тратиться на маркетинг. И это при том что британские банки тратят в среднем 200 — 300 фунтов стерлингов на привлечение каждого нового клиента. А компания располагала лишь 300 тысячами фунтов стерлингов личных сбережений бывшего трейдера. револют 3

В конечном итоге Revolut представляет пластиковую карту платежной системы MasterCard с тремя виртуальными счетами, управляемыми через мобильное приложение. Компания не берёт своих клиентов оплату за обслуживание и комиссию за транзакции. За 6 месяцев работы на февраль 2016 года  в мобильном приложении зарегистрировались и заказали пластиковую карту 107000 человек.

В начале 2016 года два британских инвестиционных фонда — Seedcamp и Balderton Capital — вложили  в проект 4,8 млн. долларов. На тот момент общая капитализация компаний оценивалась уже в 40 млн долларов.
Использование новых технологий для решения потребностей клиентов и низкая оплата их обслуживание стало хорошим посылом финансово-технологического стартапа, привлекающим пользователей с одной стороны и инвесторов с другой стороны.

На чём же зарабатывает Revolut

Известно что конечная цель любого бизнес-проекта получение прибыли и в этом плане Revolut  не исключение. Но на чём же собирается зарабатывать создатели проекта если они не берут комиссионных сборов за обслуживание карты и проведение операций? В начале Cтронский собирался применить freemium модель — применять комиссию, если сумма транзакции превышает обозначенные отметки. Но принцип “мы не зарабатываем на клиентах” оказался более весомым, так как привлекал новых пользователей.
Ставка была сделана на масштабность бизнеса. Компания зарабатывала комиссионные от MasterCard — 06 — 07% в среднем с каждой операции. При общей численности сети в 100 тысяч клиентов выходило около 10.000 транзакций в день.

Полученные суммы едва хватало на покрытие расходов, но ничто не мешало компании расширять свою сеть к тому же основные затраты были уже сделаны. С таким необычным либеральным подходом, выводящим Revolut в отдельный сегмент платежных систем, у компании практически не было конкурентов. Необходимы решительные действия, чтобы построить global money app, который мог бы стать конкурентом всей банковской системе и охватить огромный рынок.

В планах компании — работа с интернет — магазинами, которые также оценили для себя выгоды системы. В существующих условиях им приходится  затрачивать до 9% с каждой транзакции из-за рубежа — это и комиссия платежных систем и защита от мошенничества и  эквайринг. Из-за сложности и многоступенчатости системы деньги приходят только через неделю.

Револют предлагает сделать тоже самое за 1%, при этом осуществлять мгновенное  зачисление средств на счет, и предоставляет магазинам аудиторию — своею клиентскую базу. Для этого в дальнейших версиях приложения появится функция Best offers которая будет иметь интеллектуальный интерфейс и подбирать лучшие предложения для каждого пользователя.

Разрабатывается предложение страхового продукта, где пользователю будет предложено бесплатная страховка, оплачивать которую придется только по наличию  страхового случая, ведь основная часть пользователей это путешественники, туристы и просто деловые люди, которые часто совершают поездки по различным странам.

Revolut в России

Изначально продукт ориентирован на Европу: 80% клиентов — жители Евросоюза, 60% из Великобритании, но и в других регионах проявляется большой интерес к таким возможностям. Настоящее время в России зарегистрировались и получили карты Revolut около 6000 человек.

Особенности банковской системы, иные, нежели в Европе процентные ставки, несколько затрудняют продвижение продукта на Российском рынке. Дебетовые карты с которыми работает система, в ряде российских банков воспринимается международной платежной системой как кредитное и потому, при проведении операции с них, приходилось доплачивать 2%, при обналичивании в терминалах — 0.3 % и т д. револют 4

Команда Стронского настойчиво ищет компромисс — для российского рубля была введена комиссия в 1% при конвертации, кроме того пополнение возможно только с банковского счёта. Они считают что в России и на всём постсоветском пространстве огромный спрос на продукт компании, особенно из-за большой волатильности курса рубля, и даже комиссия в 1% не окажет негативного воздействия.

Величайшему сожалению с обеих сторон, из-за европейских и американских санкций в банковской сфере, по требованию инвесторов, дальнейшее продвижение компании в России приостановлено. Сложно прогнозировать дальнейшее развитие событий но компания Revolut открыла в Москве офис, основное предназначение которого — площадка для разработчиков.

У основателя компании прагматичный подход — если в Лондоне хорошие возможности для ведения бизнеса в виды инвестиций и устойчивого рынка —  он открывает стартап Британии, но когда ему нужны хорошие программисты, готовые работать стартапах он приходит в Россию.
Остается выразить надежду, что имея такие корни, компании все же удастся довести столь удобный продукт до  пользователей и в нашей стране.

 

Ссылка на основную публикацию