Характеристика системы налогов и сборов рф. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов рф. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов

  • Дата: 20.11.2022

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на доходы физических лиц;

4. Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы) ;

5. Налог на прибыль организаций;

6. Налог на добычу полезных ископаемых;

7. Водный налог;

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9. Государственная пошлина.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

11.Косвенные налоги: акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Налог признается косвенным, если переложение налога на третьих лиц происходит либо по замыслу законодателя, либо возникает на практике в процессе рыночных отношений. Различают три вида косвенных налогов:

1) налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений - НДС;

2) налоги на потребление - акцизы, налог с продаж.

3) таможенная пошлина.

При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики. Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.

НДС - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Бремя НДС ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции.

Ставка НДС в Российской Федерации с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Порядок расчёта налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров, передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог. Налоговый период – квартал.

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

1. безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

Акцизы - относятся к косвенным и общегосударственным налогам, входят в группу налогов на потребление.

Экономическое содержание и значение акцизов заключается в следующем. Обложение акцизами отдельных товаров оказывает значительное влияние на условия производства и потребления данных товаров.

В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Государство, облагая акцизами товары повышенного спроса, регулирует тем самым спрос потребителей.

В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате чего часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства.

В настоящее время акцизам, как составной части общей налоговой политики, уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а "также для ограничения отрицательного влияния отдельных видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары.

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории РФ, или осуществляя иные операции, предусмотренные НК РФ.

Объектом обложения акцизного налога являются операции, осуществляемые плательщиком акциза с произведенными и/или добытыми и/или разлитыми им подакцизными товарами; оптовая и розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; реализация конфискованных и/или бесхозяйных, переданных в собственность государства подакцизных товаров; осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса; организация и проведение лотерей; порча, утрата подакцизных товаров, марок акцизного сбора, перечня подакцизных товаров, установленных в налоговом кодексе, и игорный бизнес.

В перечень подакцизных товаров входят:

все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, предназначенных для инвалидов), огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретенного для нужд органов государственной власти), сырая нефть, включая газовый конденсат.

Подакцизными видами деятельности являются игорный бизнес, организация и проведение лотерей.

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и НДС, по которым производитель поставляет данный товар. Налоговая база импортируемых подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, определяется как объем импортируемых подакцизных товаров в натуральном выражении. Налоговая база импортируемых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, определяется как таможенная стоимость импортируемых подакцизных товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Исчисление суммы акциза по игорному бизнесу производится путем применения ставки акциза Акцизы на импортируемые товары уплачиваются в день, определяемый таможенным законодательством. Налоговым периодом является календарный месяц. Налоговая декларация по акцизам представляется не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным.

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Функция взимания таможенных пошлин в РФ возложена на Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные - (от латинского ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной информации.

Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

1. В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

2. В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

3. Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Объект налогообложения.

Понятие – ст.38.

Объектом обложения по НДФЛ является доход ФЛ. В соответствии со ст.41 доходом признается выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой выгоду можно оценить в соответствии с гл.23 НДФЛ. Статья 41 выделяет след важные признаки, подлежащие учету при установлении дохода:

· Доход получен деньгами или иным имуществом

· Размер дохода можно оценить

· Облагаемая сумма может быть определена по правилам гл.23 НДФЛ

Классификация доходов:

1. Доходы, учитываемые при налогообложении

a. Доходы, полученные от источников РФ (ст.208 НК РФ)

b. Доходы, полученные за пределами РФ (ст.215, 217, п.2,5 ст.208 НК РФ)

2. Доходы, которые не учитываются при налогообложении

a. Ситуации, когда экономический доход есть, но в силу прямого указания закона он освобожден от налога (пенсии, стипендии, ст.215, 217 НК РФ)

b. Случаи, когда изначально факт получения денежных средств лицом не рассматривается как получение доходов (суммы, которые получены лицом в связи имущественными или неимущественными отношениями с членами семьи или близкими родственниками). В соответствии с семейным законодательством, за исключением случаев получения средств от указанных лиц на основании гражданско-правовых либо других договоров. Члены семьи – ст.2 СК РФ, близкие родственники – ст.14 СК РФ. В том случае, если у налогоплательщика возникают сложности с определением источника возникновения доходов (из РФ или вне РФ), то он обязан обратиться с запросом в МинФин, и по ответу Минфина разрешается данный вопрос.

Формы получения доходов.

Выделяются три формы получения доходов:

1. Денежная форма.

2. Натуральная форма (ст.211 НК РФ)

3. Форма в виде материальной выгоды (ст.212 НК РФ) – такие случаи получения дохода, когда лицо экономит свои денежные средства по сравнению с иными аналогичными субъектами по причине того, что та или иная сделка заключена на крайне выгодных условиях.

Гл.23 указывает, что налогообложению подлежат как доходы, фактически полученные лицом, так и на доходы, на которые у него возникло право распоряжения.

Налоговая база.

Денежное выражение доходов

Для каждого вида доходов, для которого предусмотрена своя ставка, база определяется самостоятельно. Отдельно определяется база для доходов, которые получены в виде натуральной формы или в виде материальной выгоды. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены за налоговые периоды во всех формах. По многим видам операций гл.23 устанавливает особенности определения налоговой базы, которые нужно принимать во внимание (операции с ценными бумагами).

Порядок исчисления налогов.

По итогам налогового периода налогоплательщик обязан учесть все доходы, которые были получены в рамках этого периода. В отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ. Выделяют 5 групп налоговых вычетов:

1. Стандартные налоговые вычеты. Условно можно подразделить на:

a. Вычеты на самого налогоплательщика. Устанавливаются следующие размеры:

i. 3.000 рублей за каждый месяц налогового периода. Ликвидаторы аварий на чернобыльской АЭС, инвалиды Вов, инвалиды-военнослужащие с первой по третью группу, получившие свои увечья при защите интересов РФ или СССР и др. Пример: Доход инвалида-военнослужащего за год составляет 100.000 рублей, доход подлежит обложению по ставке 13%. Данный плательщик имеет право на вычет за каждый месяц налогового периода. Налоговая база, подлежащая налогообложению, составит: 100.000 – 36.000 = 64.000 – 13% = 55.680

ii. 500 рублей за каждый месяц налогового периода. Герои РФ и СССР, участники Вов, блокадники Ленинграда и др. Пример см. выше.

iii. 400 рублей ежемесячно. Применяется в отношении тех плательщиков, которые не попадают в две вышеуказанные группы. Применяется как вычет до того момента, пока совокупный доход плательщика с начала года не превысит 40.000 рублей.С того месяца,в котором доход превысил 40.000 рублей, данный вычет непредоставляется. При подсчете лимита дохода в 40.000 принимаются во внимание только те доходы, которые облагаются по ставке 13%.

b. Вычеты, предоставляемые на детей.Право на данный вычет имеют следующие налогоплательщики: родители, в т.ч. и приемные, супруги родителей, опекуны и попечители. Вычет устанавливается в размере 1.000 рублей ежемесячно на каждого ребенка. Устанавливаются два ограничения при получении данного вычета:

i. Данный вычет предоставляется до того момента, пока совокупный доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13% с начала налогового периода, не достигнет 280.000 рублей. Начиная с того месяца, когда доход превысил указанную сумму, вычет прекращает предоставляться. Пример: общество «Альфа» производит выплаты своему воителю Иванову. Зарплата составляет 35.000 рублей в месяц. У Иванова имеется несовершеннолетний ребенок. Иванов имеет право на получение вычета в отношении своего ребенка с января по август текущего года, за указанный период его совокупный доход составит 35.000*8=280.000. С сентября текущего года Иванов, чей доход превысил 280.000 рублей, право на вычет не имеет.

ii. Ограничение по возрасту. По общему правилу вычет предоставляется до достижения ребенком 18летнего возраста, однако в тех случаях, когда ребенок является: студентом (очник), аспирантом, ординатором, курсантом, а также учащимся очной формы обучения вычет предоставляется до достижения им 24 лет. Вычет предоставляется в том случае, когда ребенок, не достигший 24 лет, обучается также в военном учебном заведении. По статусу учебного заведения должно быть подтверждено его статус в качестве учебного заведения, справка об обучении ребенка, лицензия учебного заведения.

СНВ закреплены в законе как фиксированная сумма, которую налогоплательщик вправе использовать за каждый месяц налогового периода.

При наличии одновременного права на несколько стандартных вычетов, плательщик должен воспользоваться максимальным вычетом. Вычеты предоставляются по общему правилу у налогового агента (работодателя), если их несколько, то у любого из них по усмотрению плательщика. Если в рамках налогового периода место работы меняется, то по новому месту работу налоговые вычеты предоставляются с учетом доходов, полученных по прежнему месту работы.

Если в рамках налогового периода вычет не был получен или был получен в меньшем размере, то по итогам налогового периода плательщик вправе подать налоговую декларацию с соответствующим пакетом документов для корректировки сумм, подлежащих налогообложению посредством налогового органа.

2. Социальные налоговые вычеты.СоцНВ в отличии от СНВ связаны с расходами плательщика, учитываются расходы на благотворительность, лечение, обучение, добровольное пенсионное страхование. 5 оснований предоставления таких вычетов:

a. По расходам на благотворительность и пожертвования. Налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы, облагаемые по ставке 13% по расходам, которые понесены ими на благотворительные нужды следующих организаций: организации науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Эти организации должны функционировать на бюджетной основе. Учитываются пожертвования в пользу физкультурно-спортивных объединений, образовательных и дошкольных учреждений на цели физического воспитания граждан и содержания спортивных команд.Пожертвования в пользу религиозных организаций на осуществление их уставной деятельности.

Вычет предоставляется в размере фактически понесенных затрат на благотворительность, но при этом не может превышать более 25% от дохода плательщика, полученного за налоговый период, облагаемого по ставке 13%.

Пример: Петров произвел пожертвования в пользу музея в размере 100.000 рублей, годовой доход Петрова составил 300.000 рублей. В размере 100.000 вычет заявлен быть не может, поскольку 25% от 100.000 составляет 75.000, в данном случае вычет может быть заявлен только в размере 75.000.

b. По расходам на обучение. По общему правилу соцНВ на обучение вправе применить налогоплательщики-учащиеся, налогоплательщики-родители (опекуны, попечители), а также налогоплательщики-братья/сестры обучающегося. Налогоплательщики при применении данного вычета вправе уменьшить свои расходы, подлежащие обложению НДФЛ, на сумму денежных средств, которые они потратили:

i. На свое обучение в образовательных учреждениях. В данном случае не учитывается форма обучения (очная, заочная). Пример: Конев обучается на заочном отделении, получает 2ое высшее образование. Расходы на оплату такого обучения Конев вправе применить как вычет.

ii. На обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Пример: у супругов Медведевых двое детей – 21 и 23 года, оба студенты очного отделения. По оплате обучения каждого может быть применен вычет.

iii. На обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, также бывших подопечных в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

iv. А обучение брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Размер вычета, который предоставляется. По общему правилу вычет заявляется в размере тех затрат, которые понесены на обучение. Однако учитываются некоторые ограничения. Ранее были указаны 5 оснований получения соцНВ. По 4 основным группам (обучение самого налогоплательщика, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование, взносы на накопительную часть трудовой пенсии) устанавливается предельный лимит вычета, который суммарно плательщик может получить по итогам налогового периода – 120.000 рублей. Т.е. если в рамках налогового периода плательщик одновременно понес затраты на свое обучение, лечение, пенсионное содержание, то вправе применить в качестве вычеты любые из этих сумм, но при этом совокупный размер не может превышать установленного лимита. Пример: 110.000 – обучение, 50.000 – лечение, общая затрата – 160.000, но нельзя превышать 120.000. Отдельно при получении соцНВ учитываются вычеты на благотворительность (учитываются отдельно, не входят в 120.000). И также отдельно учитываются оплата обучения детей и расходы на дорогостоящее лечение.

При получении вычета на детей устанавливается предельный лимит на каждого ребенка. Этот размер составляет 50.000 рублей в год на каждого обучающегося. Одновременно такой же лимит применяется при оплате обучения братьев и сестер. Эта сумма является общей для родителей. При обучении учитывается статус образовательного учреждения, статус должен быть подтвержден лицензией. Вышеуказанный вычет на обучение может быть также применен при обучении в следующих учреждениях: дошкольные, учреждения доп образования, спортивные/музыкальные школы и др. Вычет предоставляется на основании налоговой декларации по итогам налогового периода с предоставлением подтверждающих документов.

c. по расходам на лечение. Налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы, подлежащие налогообложения, на затраты которые понесены ими в части лечения в медицинских учреждениях РФ, в части лечения супруга/супруги, своих родителей либо своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ; в части расходов на медикаменты, назначенных налогоплательщику либо его супруге/супругу, его родителям, детям в возрасте до 18 лет лечащим врачом и приобретенные на свои собственные средства; в виде страховых взносов, уплаченных страховыми организациями по договорам добровольного страхования налогоплательщика, страхования супруга/супруги, родителей или детей в возрасте до 18 лет, причем договоры должны предусматривать оказание услуг по лечению при наступлении страхового случая. В отношении медицинских учреждений требуется предоставление лицензии на право предоставления медицинских услуг, в отношении конкретных видов медицинской помощи и лекарств – ПП РФ от 19.03.2001г. № 201.

d. по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и на добровольное пенсионное страхование. Имеют право 2 категории плательщиков:

i. налогоплательщики, которые платят взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному с НПФ.

ii. Налогоплательщик, которые уплачивают взносы по договору добровольного пенсионного образования, заключенного со страховой организацией.

В данном случае указываются взносы как в пользу самого плательщика, так и в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов, находящихся под опекой или попечительством. Из всех соц вычетов – это единственная группа, которая может быть предоставлена у налогового агента (работодателя) либо по итогам периода по основаниям декларации.

e. по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Применяется на основании декларации по итогам налогового периода и подтверждающих документов. К вычету применяются те суммы, которые плательщик внес в софинансирование накопительной части своей трудовой пенсии по программе 1000 на 1000.

В отличии от СНВ в большинстве своем соцНВ предоставляются не у налогового агента, а по итогам налогового периода посредством предоставления налоговой декларации.

3. Имущественные налоговые вычеты.ИНВ связаны с покупкой либо продажей имущества, принадлежащего плательщику. 2 группы:

a. Доходные.Получаем доход, продав имущество. Налогоплательщик имеет право уменьшить свои доходы, подлежащие обложению по ставке 13%, на суммы, которые получены им в налоговом периоде от продажи движимого и недвижимого имущества, находящегося в его собственности не более 3 лет. Если доход получен резидентом от продажи имущества, принадлежащего ему более 3 лет, согласно ст.217 он вообще не облагается налогом. В составе недвижимого имущества, по которому может быть применен данный вычет, учитываются след активы: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, садовые домики, земельные участки, а также доли в них. Иное имущество, по которому может быть применен данный вычет, составляют любые иные вещи: автомобили, лодки, катера, самолеты, картины, книги и т.д. При продаже недвижимости вычету подлежит сумма, вырученная от сделки, но не более 1 млн рублей. Пример : Петровым получен доход в виде зарплаты в виде 250 тысяч за год, также в этом году им продана квартира, принадлежавшая ему два года за 5 млн рублей. Совокупный доход Петрова.

При продаже иного имущества, принадлежащего плательщику, также к вычету применяется фактически полученная сумма от сделки, но не более 250 тысяч.

Вместо применения данного вычета налогоплательщик вправе уменьшить доходы, подлежащие налогообложению, на величину расходов, которые он понес в связи приобретением данного имущества.

Они могут применяться неограниченное количество раз. Вычет предоставляется по предоставлению декларации за налоговый период. Также к группе доходных вычетов фактически можно отнести суммы, которые получены плательщиком в результате выкупа его имущества со стороны гос-ва либо муниципалитета, такие суммы принимаются к вычету в полном объеме.

b. Расходные. Они связаны с приобретением налогоплательщиком недвижимого имущества. Вычет включает три составляющие:

i. Расходы на приобретение на территории РФ жилья, на новое строительство, а также на покупку земельных участков.

ii. Расходы на погашение целевых кредитов и займов в части % при условии, что они тратятся на покупку нового жилья, строительства, земельных участков.

iii. Расходы, которые несет плательщик на погашение % по кредитам, займам на рефинансирование (перекредитование) тех займов и кредитов, которые ранее были получены на покупку нового жилья, строительства, земельного участка. Налогоплательщик принимает к вычету те затраты, которые он понес в рамках налогового периода на, при этом максимальный размер таких затрат установлен в размере 2 млн рублей без учета % по кредитам, займам. Пример : Савельев в 2011 году приобрел квартиру стоимостью 4 млн рублей. Он платил банку % по кредиту, который был получен на покупку данной квартиры, в размере 60 тысяч рублей. Савельев может применить вычет в размере 2 млн 60 тысяч рублей.

Объекты, по которым может быть применен вычет: жилой дом, квартира, комната, доля в праве на эти объекты, земельный участок, на котором расположены данные объекты.

Данный вычет предоставляется однократно, право на вычет возникает по итогам того периода, в котором были понесены расходы и в котором возникло право собственности на объект.

Если сумма превысила, то приравнивается к нулю. А отрицательная разница переносится на след периоды.

4. Профессиональные налоговые вычеты. Субъекты:

a. ИП. Используют те расходы, которые они понесли в связи с осуществлением своей деятельности. Критерий расходов устанавливаются в соответствии с главой 25 (налог на прибыль) НК РФ.

b. Частнопрактикующие субъекты (адвокаты, нотариусы и т.д.). Приравниваются к ИП при применении данных вычетов.

c. Лица, выполняющие работы либо оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам. Принимают те суммы, которые ими затрачены в связи с выполнением этих работ или услуг.

d. Лица, которые получают авторские вознаграждения. Применяются расходы, которые понесены этими лицами в связи с созданием своих произведений. Если налогоплательщик не может подтвердить документально свои затраты, то обращаемся к таблице, которая в кодексе. Пример: Сидоров пишет литературные статьи, получает за их публикации авторское вознаграждение. Подтвердить свои затраты он не может. При применении ПНВ в соответствии с нормативом, установленным в кодексе, его авторское вознаграждение уменьшается на 20%.

5. Налоговые вычеты при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами, обращающихся на организованных рынках (узкий рынок, касающийся рынка ценных бумаг).

Если по итогам налогового периода сумма доходов налогоплательщика меньше, чем сумма вычетов, то возникает отрицательная разница. Такая разница вызывает 2 последствия:

1. Налоговая база в данный период принимается равной нулю;

2. Возникшая разница по общему правилу на будущие налоговые периоды не переносятся, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Налоговые ставки.

1. 13%- к гражданам, на территории РФ, являясь высококвалифицированными специалистами, трудятся на основании патента.

Высококвалифицированный гражданин – это гражданин, имеющий опыт работы, навыки, достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его у труду в РФ предполагают получение им зарплаты в размере двух и более млн рублей за период, не превышающий один год.

Статус резидента в данном случае не учитывается.

В соответствии со ст. 13.2 ФЗ «о правовом положении иностранных граждан в РФ» предусматривается привлечение к труду на территории РФ иных иностранных граждан также на основании патента. Будет применяться налоговая ставка – 13%.

2. 30% - применяется ко всем доходам, которые получены ФЛ, не являющимися резидентами РФ. Не считая исключений, предусмотренных в НК РФ. В остальных случаях – всегда 30%.

3. 35% - применяется в случаях, которые прямо указаны в НК РФ. Максимальная ставка. К выигрышам и призам от конкурсов, игр и др. мероприятий в целях рекламы товаров и услуг. Ставка 35% применяется при получении процентных доходов по вкладам банков в части их превышения по суммам, рассчитанным по следующей формуле: ставка рефинансирования + 5%.

4. 9% - применяется при получении дивидендов резидентами; при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием.

5. 15% - применяется для налогообложения дивидендов, которые получены нерезидентами.

Налоговый период по НДФЛ составляет 1 календарный год. В ряде случаев может иметь отчетные периоды.

Налоговые ставки.

По НДС применяются след ставки:

1. 18%. Применяется в приоритетном числе случаев. Всегда, когда нет оснований для применения специальных ставок.

2. 10%. Фактически является льготной ставкой. Применяется к большинству жизненно необходимых товаров (продовольствие, промышленные товары, медикаменты и пр.).

3. 0%. Является специальной. Всегда подлежит официальному документальному подтверждению. Число случаев строго определено. Пример: экспорт товаров, услуги по международной перевозке и т.д.

4. Две расчетные ставки 18/118% и 10/110%.

Налоговая база.

НДС применяется к различного рода реализационным операциями. Гл.21 НК РФ содержит отдельные статьи, раскрывающие данную специфику. По большинству операций и по общему правилу налоговая база по НДС представляет из себя стоимостную характеристику реализуемых товаров, работ, услуг. Кодекс устанавливает следующие общие правила определения налоговой базы по всем операциям:

1. Для товаров, работ, услуг, облагаемых по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно. При определении налоговой базы учитывается как стоимость товаров, исчисленной в денежной единице, так и в натуральном выражении. Налоговая база всегда определяется в рублях в РФ. Гл.21 вводит такое понятие, как «момент определения налоговой базы» - конструкция, которая позволяет определить временной отрезок, в рамках которого производится уплата в бюджет налога в отношении какого-либо реализованного товара, работы, услуги. На сегодняшний день моментом определения налоговой базы является одна из наиболее ранних следующих дат (та из них, которая наступит раньше) – день отгрузки (передачи товаров, работы, услуг) контрагенту и день оплаты или частичной оплаты.

Налогоплательщики.

1. Российские организации

2. Иностранные организации, которые ведут свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства либо получают доход от источников на территории РФ в отсутствии постоянного представительства.

Объекты НПО.

Устанавливается специфичный объект – прибыль.

Прибыль организации (по общему правилу) – разница между ее доходами и расходами организации в рамках налогового периода.

Понятие прибыли изменяется в зависимости от того, какой плательщик перед нами.

Российская организация. Прибыль – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Иностранные организации с постоянным представительством на территории РФ. Прибыль – доходы постоянного представительства, уменьшенные на расходы, связанные с его деятельностью.

Иностранные организации без постоянного представительства, получающие доходы от источников на территории РФ – сам доход будет рассматриваться как прибыль.

Для НПО понятие доход определяется также как и в НДФЛ по правилам ст.41 НК РФ.

Кодексом проводится след классификация доходов в целях исчисления налога на прибыль:

1. Доходы, подлежащие налогообложению:

a. Реализационные доходы. Все поступления организаций от продажи собственной продукции и от ранее приобретенной продукции у третьих лиц.

b. Внереализационные доходы. Все те, которые не подпадают под понятие реализационных доходов. Дивиденды.

2. Доходы, не учитываемые при налогообложении.

Расходы определяются ст.252 НК РФ. Определение дается посредством закрепления требований к расходам:

1. Они должны быть обоснованы, экономически оправданы.Критерий экономической обоснованности расходов тесно связан с критерием №3.В общем виде эти критерии подразумевают, что затраты, которые несет налогоплательщик и которые он учитывает при исчислении НПО, должны быть связаны с деятельностью самого плательщика и должны быть ему действительно необходимы. Если плательщик не удается доказать наличие этих критериев, то он сохраняет право на эти затраты, но при условии, что они должны производится из «чистой прибыли».

2. Они должны быть документально подтверждены.

3. Они должны быть произведены для той деятельности, которая приносит доходы налогоплательщику.

Аналогично классификация доходов налога на прибыль, существует классификация расходов:

1. Учитываемые

a. Связанные с реализацией

b. Не реализационные расходы

2. Не учитываемые

НК РФ делит доходы/расходы на 2 группы:

1. Реализационные

2. внереализационные

При исчислении налога на прибыль предполагается, что эти группы взаимодействуют друг с другом, не пересекаясь между собой, т.е. доходы от реализации с расходами от реализации. Основная причина этого – особенности учета соответствующих доходов и расходов для целей налогообложения.

Налоговые ставки.

По налогу на прибыль в качестве общей устанавливается ставка 20%.

При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет,18% - субъекта.

Закон устанавливает ряд специальных ставок:

1. 15% - доходы в виде дивидендов, полученные иностранными организациями отроссийских

2. 10% - доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ черезпостоянные представительства; доходы от сдачи в аренду ТС для международныхперевозок.

3. 9% - доходы в виде дивидендов, полученных российскими организациями.

4. 0% - прибыль, полученная ЦБ РФ, от выполнения своих функций,предусмотренных Законом «О ЦБ РФ».

Налоговый период устанавливается в размере 1 календарного года.

В рамках данного года устанавливаются отчетные периоды – 1 квартал, полугодие и 9месяцев.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль посредством ежемесячных авансовых платежей, отчетными периодами является каждый месяц текущего календарного года.

Местные налоги.

Налог на имущество ФЛ и земельный налог.

Прямые налоги, причем достаточно тесно взаимосвязанные друг с другом.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФЛ.

Является фискальным платежом, который регулируется отдельным Закон от 09.12.1991 «О налогах на имущество ФЛ».

Налогоплательщикамиданного налога признаются ФЛ-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество находится в совместной собственности ФЛ, налог они выплачивают в равных долях. Если в отношении имущества установлен режим долевой собственности, то уплата налога производится пропорционально долям собственников.

Объект налогообложения

При определении объекта законодателем был избран заведомо неверный подход. Вероятно, предполагалось включение в состав объектов всей совокупности недвижимого имущества, которое может принадлежать ФЛ.

Закон закрепляет состав объектов без указания их родовых признаков, посредствомпростого перечисления:

1. Жилой дом

2. Квартира

3. Комната

6. Иное строение или сооружение

Определение объекта налогообложения по данному налогу сталкивается с двумя проблемами: абсолютно не ясно нормативное содержание каждого из перечисленных понятий, «открытость» этого перечня.

Налоговая база.

НБ по данному налогу определяется как инвентаризационная стоимость соответствующего имущества, определяемая органами (организациями) технической инвентаризации.

НБ объектов налогообложения, закрепленных законом, является их инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января текущего года. Соответствующие сведения в порядке ст.85 НК РФ представляется налоговым органам органами технической инвентаризации.

Определение НБ, закрепленное в законе, также имеет ряд недостатков: не вполне ясен правовой статус органов с учетом того, что многие из них имеют статус муниципальных предприятий. Не ясны способы защиты прав налогоплательщиков, когда он не согласен со стоимостью, данные о которой переданы в налоговый орган.

Налоговые ставки.

ФЗ предоставляет местным представительным органам право дифференциации ставок по налогам в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества и с учетом типа его использования.

Устанавливается следующая шкала предельных ставок налогов:

1. Инвентаризационная стоимость объекта – до 300 тысяч рублей включительно; ставка до 0,1% включительно.

2. Свыше 300 тысяч и до 500 тысяч рублей включительно, ставка – свыше 0,1% до 0,3% включительно.

3. Свыше 500 тысяч рублей, ставка – от 0,3% до 2%.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ.

В РФ устанавливается принцип платность землевладения, пользования.

Арендная плата и земельный налог.

Налогоплательщиками выступают организации и ФЛ, которым на праве собственности,праве хозяйственного ведения, праве постоянного пользования либо праве пожизненногонаследуемого владения принадлежат земельные участки, признаваемые объектомналогообложения.

Объект – земельный участок, расположенный в границах муниципальных образований,на территории которых введен земельный налог.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков.

При принадлежности земельного участка нескольким собственникам, налоговая базаопределяется пропорциональной их долям при долевой собственности и в равных долях –при общей совместной собственности.

Налоговый период – одинкалендарный год. Для ИП и организаций устанавливаетсяотчетный период – 1, 2 и 3 квартал календарного года. Представительные органы властимуниципалитета вправе отчетные периоды отменить при установлении земельного налога.

Налоговые ставки.

Устанавливаются местными органами власти в тех пределах, которые закреплены ФЗ.

НК РФ предусматривает:

1. 0,3% кадастровой стоимости земельного участка (максимальный предел). Вотношении: земли для с/х производства, земли, занятые жилищным фондом иобъектами жилищно-инженерной инфраструктуры, земли для личного подсобногохозяйства, дачного хозяйства и пр.

2. По иным видам земель: 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

НК РФ допускается дифференциация ставок в зависимости от категории земли и отее разрешенного использования.

Порядок исчисления налога.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доляналоговой базы.

Организации и ИП самостоятельно исчисляют авансовые платежи по налогу и конечнуюсумму платежа.

ФЛ самостоятельного исчисления не производят, получают расчет от налогового органа.

Если вещные права возникают не с начала налогового периода, то налог исчисляется законкретное число месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику.

В отношении земельного участка, который переходит по наследству, налог исчисляется смомента открытия наследства.

Организации и ИП по итогам налогового периода определяют конечный размер земельного налога и с учетом ранее уплаченных авансовых платежей либо его доплачивают, либо нет, если их достаточно.

Налоговая декларация.

Организации и ИП в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязаны предоставить декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

ФЛ освобождены от декларирования.

Региональные налоги.

Транспортный налог.

Налогоплательщики – лица, на которых в соответствии с законодательством РФзарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения.

Объекты – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходныемашины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,теплоходы, яхты, парусные суда и катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС,зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база.

Предусмотрены следующие варианты определения налоговой базы:

1. В отношении ТС, имеющие двигатели, НБ определяется как мощность ТС влошадиных силах.

2. В отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивногодвигателя, НБ определяется как паспортная статическая тяга реактивногодвигателя на взлетном режиме.

3. В отношении водных буксируемых ТС НБ определяется как валовая вместимость врегистровых тоннах.

4. В отношении всех иных – НБ определяется как единица ТС.

Налоговый период.

НП – календарный год.

Для организаций – отчетные периоды 1, 2 и 3 квартал календарного года. Представительные ОВ субъектов могут не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки.

Определяются ст.361 НК РФ.

Налоговые ставки, предусмотренные НК РФ могут быть увеличены или уменьшенызаконами субъектов, но не более, чем в 10 раз.

Допускается установление законами субъектами дифференцированных ставок в зависимости от категории ТС, а также с учетом количества лет с даты выпуска либо их экологического класса.

Порядок исчисления налога.

Организации самостоятельно исчисляют сам налог, а также авансовые платежи по нему.

ФЛ самостоятельного исчисления не производят, налог вносится на основанииуведомления, поступающего от налогового органа.

Сумма определяется по итогам налогового периода в отношении каждого ТС какпроизведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В случае приобретения и регистрации ТС не сначала налогового периода, налогисчисляется с коэффициентом кратным количеству месяцев принадлежности ТС.

По итогам - исчисление налога, подлежащего уплате, с учетом ранее внесенныхавансовых платежей.

Порядок и сроки уплаты.

Устанавливаются региональным законодателем. Вносится в бюджет по месту нахожденияТС.

Для ФЛ срок не может быть установлен ранее 1 ноября за годом, следующим за истекшимналоговым периодом.

Для организации – срок уплаты налога не ранее, чем 1 февраля года, следующего заистекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация.

Для ФЛ обязанности декларирования не установлена.

Организации подают посвоим ТС декларацию.

Налог на игорный бизнес.

Для целей исчисления уплаты данного налога глава 29 НК РФ вводит ряд спец понятий: игорный бизнес, организатор, участник, азартная игра и пр.

Налогоплательщики – организации и ИП, которые осуществляют предпринимательскуюдеятельность в сфере игорного бизнеса.

Объекты.

1. Игровой стол

2. Игровой автомат

3. Касса тотализатора

4. Касса букмекерской конторы

Все перечисленные объекты подлежат регистрации в налоговом органе по месту своего расположения.

Постановка на учет – по заявлению налогоплательщика. Выдается свидетельство о регистрации. При выбытии объектов – аналогичная процедура.

Налоговая база определяется как единица соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются субъектом

Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Конституцией РФ и НК РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

1) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции РФ);

2) верховенство представительной власти - в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

3) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ);

4) однократность налогообложения - один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

5) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

6) временное ограничение налоговых притязаний;

7) определенность налогообложения - в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;

8) приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:

    фискальной - обеспечение государства финансовыми ресурсами;

    регулирующей - воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

НК РФ все налоги подразделяются на: федеральные налоги, налоги субъектов РФ (региональные), местные налоги.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К федеральным налогам в РФ относятся:

    НДС (статья 143-178 НК РФ);

    Акцизы (статья 179-206 НК РФ);

    НДФЛ (статья 207-233 НК РФ);

    ЕСН (статья 234-245 НК РФ);

    Налог на прибыль организаций (статья 246-333 НК РФ);

    Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (статья 333 1 -333 7 НК РФ);

    Водный налог (статья 333 8 -333 15 НК РФ);

    Госпошлина (статья 333 16 -333 42 НК РФ);

    НДПИ (статья 334-346 НК РФ).

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные НК РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К региональным налогам в РФ относятся:

    Налог на имущество (стаья 378-386 1 НК РФ);

    Налог на игорный бизнес (статья 364-371 НК РФ);

    Транспортный налог (статья 356-363 1 НК РФ).

Местные налоги - это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физ. лиц.

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

    с физ.лиц;

    с юр.лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

    смешанного состава, т.е. взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юр.плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на: прямые и косвенные.

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72).

Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ˸ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в сфере налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на базе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

В РФ устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов˸

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения˸ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов РФ" 2015, 2017-2018.

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны. Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги;

Местные налоги.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.



В России установлены и действуют следующие федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

В перечень региональных налогов входят:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Классификация налогов можно провести по различным основаниям
:

8. Специальные налоговые режимы: понятие, виды и значение

Налоговый кодекс РФ использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В теории права правовой режим определен как определяемая законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.

В ст. 18 НК РФ говорится, что специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а также дается перечень специальных налоговых режимов. Там же установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ.

Специальный налоговоправовой режим - это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

Специальные налоговоправовые режимы по отношению к общему налоговоправовому режиму имеют отличия.

Во-первых, конкретный специальный налоговоправовой режим затрагивает определенную, более узкую область налоговых отношений. Во-вторых, установление специальных налогово-правовых режимов основывается на специальных налогово-правовых нормах, отличающихся от правовых норм, регулирующих общий режим налоговых отношений. При этом приоритетом в отношениях между общими и специальными налоговоправовыми нормами обладают специальные нормы налогового права.

В соответствии с п. 1 ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах.

Пункт 2 ст. 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Часть вторая НК РФ посвящает им отдельный раздел VIII1: глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» и глава 26.5 «Патентная система налогообложения».

Неотъемлемым элементом каждого специального налогового режима выступает непосредственный носитель конкретного специального налоговоправового режима.

Носителем режима могут выступать определенные территории, например особые экономические зоны, а также закрытые административно-территориальные образования. Носителями налоговоправового режима могут быть отдельные категории налогоплательщиков, например субъекты малого предпринимательства при упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Носителей специальных налогово-правовых режимов отличает обладание необходимым статусом, с которым связывается право применять особую систему налогообложения. В связи с этим Налоговый кодекс РФ и федеральные законы должны определять четкие критерии, позволяющие относить определенную категорию налогоплательщиков или территорий к носителям режима. Например, для применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо определить круг налогоплательщиков, имеющих статус «субъект малого предпринимательства». Данное понятие раскрывает Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88ФЗ.

Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, участников выполнения соглашений о разделе продукции.

9 . Понятие и система НП

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

1) налоговое право как учебная дисциплина;

2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);

3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Необходимо помнить, что налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Как учебная дисциплина налоговое право представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. В рамках учебной дисциплины рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические проблемы.

Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как наука налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений.

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Подобно любой правовой общности, налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налоговоправовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением. Следовательно, система налогового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется, во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений.

В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика налоговых отношений, присущий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налоговоправового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налоговоправовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.