Облигации государственных займов. История гособлигаций и госзаймов в ссср: бендер отдыхает

  • Дата: 12.08.2023

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.
Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.
Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:
серия I - через год от даты выпуска, 14 мая 1994 г.
серия II - через 3 года от даты выпуска, 14 мая 1996 г.
серия III - через 6 лет от даты выпуска, 14 мая 1999 г.
серия IV - через 10 лет от даты выпуска, 14 мая 2003 г.
серия V - через 15 лет от даты выпуска, 14 мая 2008 г.
Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.
Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).
Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.
Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.
Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.
За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.
В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.
Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.
К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).
Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.
Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.
Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Еще по теме 9.2.6. :

  1. 9.2.6. Облигации внутреннего государственного валютного займа
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа
  3. Облигации внутреннего государственного валютного займа
  4. Облигации государственного внутреннего валютного облигационного займа (ОГВВЗ)
  5. Облигации Республиканского внутреннего займа РФ 1991 года
  6. Государственные ценные бумаги: ГКО, ОГВВЗ, облигации госуд-о сберегательного займа СБ РФ.
  7. ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
  8. Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ)
  9. Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
  10. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом
  11. Фьючерсные контракты на государственные облигации Великобритании и казначейские облигации США
  12. Глава 3. Продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.

Прокуратурой и Центробанком егорьевского фермера за то, что он решил ввести в оборот собственную деревенскую денежную единицу «Колион» («обеспеченную гусём»), невольно вызвало в памяти определённую экономико-историческую параллель.

Государство, как правило, своих целей добивается всегда…

Многие из нас помнят МММ, дикую приватизацию с обменом (точнее – обманом) ваучеров на фантики-акции несуществующих компаний, а кто-то со вздохом вспоминает о родительских счетах на сберкнижке, на которые можно было купить «Волгу». Только «Волг» не продавалось, а в «капиталистической» России предъявителю за одну сберкнижку стали давать в качестве компенсации тысячу рублей. Без права торга: так, понимаешь, “левиафан” решил…


НЭПманы 90-х смогли обогатиться спустя 80 лет

Отдельная история – почему не продавались “Волги” и иже с ними. Есть ряд свидетельств, что дефицит в перестроечном Союзе поддерживался искусственно для стерилизации денег на всё тех же сберкнижках. Например, для многих до сих пор является открытием тот факт, что многие новые собственники сырьевых предприятий вроде «Русского алюминия» обогатились за счёт «неожиданного» разрешения продать мобилизационные запасы готовой продукции, производившейся до развала СССР на случай мифической войны. Об этом подробно писал журнал « ». Но сейчас не о том.

Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут: идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше. (Св. Евангелие от Матфея 6:19-21)

Манька-облигация всея СССР


Затраты на дизайн, полиграфию и распределение советских гособлигаций можно считать одной из самых удачных “госинвестиций” с точки зрения доходности на вложенный рубль…

В Советском Союзе бывали времена, когда граждане вполне добровольно отдавали свои деньги государству, приобретая долговые расписки-облигации. Например, – в годы Великой Отечественной войны. Были и периоды, когда советские люди свято верили в то, что, покупая облигации, они обогатятся. Но с течением времени все больше и больше граждан стали воспринимать подписку на займы так, как крепостные крестьяне воспринимали оброк и барщину.


Революцию делали в том числе и на народные деньги…

Одним из первых решений правительства большевиков был запрет на все операции с ценными бумагами на территории Российской Федерации – декрет об этом был выпущен 23 декабря 1917 года. Вскоре облигации стали единственной ценной бумагой, имевшей хождение в стране.

Советская власть обращалась к внутренним займам, когда в финансовой системе намечался очередной сбой: в период индустриализации, во время войны, в пору застоя. Латать финансовые дыры с их помощью было удобно и просто.

Всего в СССР было выпущено около 65 облигационных займов, большая часть из которых – до 1957 года, когда была свернута десятилетняя программа принудительных займов. После этого вышло лишь пять эмиссий.

Партийное начальство, в чьи обязанности входила пропаганда помощи государству, талантами современных пиарщиков не обладало. Секретарь партячейки одного советского предприятия как-то пригрозил подписать на заем всех работников, которые прогуляли субботник. Правда, в итоге его сняли с руководящей должности.

Снести и построить заново

Хотя с введением запрета на обращение ценных бумаг страна избавилась от платежей по государственному долгу, была подмочена кредитная история России, а заодно подчистую уничтожен исторический опыт обращения с такими инструментами.


До революции в ходу были и акции, и облигации

В 1917 году акции и облигации утратили свою юридическую силу, а рынок ценных бумаг прекратил существование, чтобы переродиться уже в совершенно иной форме: 20 мая 1922 года был выпущен первый государственный заем, “натуральный” – на 10 млн пудов ржи на срок 8 месяцев.

Взять с населения было нечего, кроме натурального продукта. Как только денежная реформа 1922 – 1924 годов начала приносить результаты, займы стали выпускаться и в денежном эквиваленте.

31 октября 1922 года было объявлено о подписке на первый советский денежный заем на 100 млн руб. В следующем году выпустили еще два беспроцентных займа: хлебный и сахарный.

Тогда же вышел краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн золотых рублей и сроком от девяти месяцев до года. Покупатели могли использовать их для оплаты поездок по железной дороге, в связи с чем эти ценные бумаги получили самое широкое распространение наряду с только что введенными советскими дензнаками и твердыми червонцами. Номинал железнодорожных облигаций был меньше червонца – пять рублей со страховкой от обесценивания.

В тот момент советская пропагандистская машина еще не была отлажена, гражданам сложно было понять, зачем отдавать свои кровно заработанные деньги государству. Поэтому размещение некоторых займов проводилось в принудительном порядке в рассрочку через сберкассы. Первый принудительный заем был размещен еще в 1923 году. Это были 6-процентные выигрышные облигации для имущих слоев населения. Их обязаны были приобретать комиссионеры, подрядчики, поставщики и прочие частные предприниматели, разбогатевшие в годы НЭПа.

Чтобы обеспечить ликвидность бумаг, советские экономисты устанавливали по ним очень высокую доходность, которая порой достигала 12%. Особой популярностью пользовались облигации с выигрышами в тиражах и ценные бумаги, предоставлявшие держателям дополнительные льготы. Под залог гособлигаций можно было получить банковские ссуды или использовать их для уплаты налогов. Эти уступки были вынужденными – поскольку советское правительство аннулировало дореволюционные долги, иностранные государства на этом основании совершенно справедливо отказывались кредитовать молодую Советскую Россию. Так государственные займы стали основным средством преодоления бюджетного дефицита.

“Мы, советское правительство, обращаемся теперь к рабочим и крестьянам, к трудящимся, ко всем честным гражданам внутри своей страны и говорим: “Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заем, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству для того, чтобы оно не должно было лезть в ту петлю, которую хотели накинуть на его шею банкиры Лондона и Нью-Йорка”, – писал в своей книге “Финансовая политика революции” нарком финансов Григорий Сокольников.


Розыгрыш! Розыгрыш…

Но лозунги действовали не очень эффективно. И тогда для продвижения государственных займов было решено использовать технологию, которая сейчас именуется product placement. В 1925 году на экраны Советского Союза вышел фильм “Закройщик из Торжка” режиссера Якова Протазанова с любимцем советских женщин Игорем Ильинским в главной роли. Картина была снята на деньги Наркомата финансов и пропагандировала покупку гособлигаций. После просмотра зрители расхватывали ценные бумаги как горячие пирожки. Два года спустя Наркомфин профинансировал съемки еще одного фильма – “Девушка с коробкой” Бориса Барнета, которую критики считают первым рекламным фильмом в истории советского кинематографа. Всплеск спроса на облигации снова не заставил себя ждать.

Подарок нэпману

14 млн руб. частного капитала было вложено в принудительные займы, выпущенные до 1925 года. Поначалу “состоятельным элементам”, а проще говоря, капиталистам эпохи НЭПа, особых выгод они не приносили. Как только властям становилось известно о высоких доходах гражданина, его сразу же подписывали на заем. При этом продавать облигации ему запрещалось под страхом уголовного наказания.

Но вскоре нэпманы нашли возможность обогатиться на торговле советскими облигациями. В 1925 году нарком финансов Сокольников решил, что пришла пора размещать государственные займы на добровольной основе, для чего необходимо стимулировать интерес к ним со стороны владельцев частных капиталов.

Купленные ранее билеты держателям разрешили продавать кому угодно в любых количествах. Кроме повышения процентной ставки по новым займам, состоятельным гражданам теперь полагалась льготная ссуда на покупку облигаций в размере 70% от их цены. Покупатель из своих средств должен был затратить только 30%, при этом он считался собственником целого билета и получал доход за весь билет.

Наконец, чтобы доказать капиталистам, каким выгодным делом является обладание билетами государственных займов, органы Наркомфина стали усиленно скупать облигации предыдущих принудительных займов, затрачивая государственные средства, чтобы поднять их цену. Конечно же, нэпманы не преминули воспользоваться этими привилегиями и сразу стали получать значительные прибыли от перепродажи облигаций. Таким образом, по подсчетам историков и экономистов, около полутора десятков миллионов рублей вернулись в карманы тех, кого в первые годы советской власти подписывали на принудительные займы.

Благодаря этим нововведениям до октября 1926 года частные капиталисты купили у государства облигаций на сумму 18 млн руб., при этом Наркомфин затратил на реализацию программы около 30 млн руб.

На руках у населения оказались облигации общей стоимостью 50 млн руб., которые к тому же были еще и освобождены от всех налогов. Таким образом, нэпманам даже выгоднее было заниматься махинациями с облигациями, чем обзаводиться, к примеру, магазином. Государству займы стали обходиться слишком дорого, идеи Сокольникова подверглись резкой критике.

К IV Съезду Советов СССР Наркомфин в своем печатном органе “Финансы и народное хозяйство” подвел печальные итоги политики, которая позволила частным капиталистам снять пенки с госзаймов: “Нам не приходится строить наши займы в сколько-нибудь значительных размерах в расчете на частный торгово-промышленный капитал.

Для этой группы держателей ценные бумаги являются объектом торговли, интересным только с точки зрения размеров извлекаемой при этом выгоды, между тем как мы не можем, конечно, давать по нашим займам такую высокую доходность, какую дают торговые операции”.

Все под контролем

Выход на экраны в 1927 году “Девушки с коробкой” был приурочен к моменту перехода к политике индустриализации и свертыванию всех финансовых свобод НЭПа. Облигации вновь стали практически единственной ценной бумагой в СССР.

После 1930 года подписка в рассрочку, де-юре добровольная, но де-факто принудительная, стала основной формой размещения займов. Она проводилась следующим образом: на предприятия, в организации и в колхозы из сберкасс поступали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовая сумма облигаций.

Работники выстраивались в очередь и вписывали в так называемый подписной лист свои фамилии и сумму, на которую приобретались облигации. Особой формой геройства тогда считалось отдать свой месячный заработок или хотя бы две трети его. Потом подписные листы сдавали в бухгалтерию, где и занимались вычетом денег на облигации из зарплаты с учетом 10-месячной рассрочки.

Мне нужнее

В 1930-х годах каждый гражданин СССР хранил дома гособлигации, на них подписывались также и юридические лица – предприятия и колхозы. Но важно было не только распределить ценные бумаги среди населения, но и сделать так, чтобы держатели не бросились гасить облигации сразу после истечения срока их действия. В этом случае государство вновь осталось бы без денег. Поэтому 22 февраля 1930 года вышло постановление, запрещавшее любые операции с государственными бумагами без разрешения специальных комитетов содействия реализации займов (комсодов).

Часть своих долгов перед держателями облигаций государство списало уже тогда – с учетом огосударствления экономики правительство опубликовало решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрете государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов. Чтобы частично списать долг перед гражданами, в 1930 – 1941 годах была проведена унификация всех облигаций. Срок всех займов теперь составлял 20 лет, погашение было отложено на срок до 19 лет, а доходность была снижена до 3 – 4% годовых.

Чтобы хоть как-то оправдать драконовские меры государства в глазах граждан, вовсю старалась и пресса. Тон задавали “Правда” и “Известия”, на них равнялись местные и отраслевые издания. К примеру, выпуск газеты “Лесная промышленность” от 3 июля 1937 года, содержит ни много ни мало 12 новостных заметок с предприятий отрасли, посвященных реакции людей на выпуск нового займа. Вот что говорится в заметке “Мы с радостью отдаем свои сбережения” :

“1 июля в ночных сменах московского завода “Фанеропродукт” № 29 было организовано коллективное слушание по радио постановления о выпуске займа укрепления обороны СССР. С чувством огромного удовлетворения встретили рабочие это постановление. Тут же, в цехах, возникли летучие митинги!

“Мы с радостью отдаем свои сбережения на укрепление мощи нашей страны, нашей доблестной Красной Армии, – говорит начальник циркульного цеха тов. Переходцев, – я первый подписываюсь на месячный заработок”. Тов. Переходцев первым ставит свою фамилию на подписном листе. Он одолжил государству 350 рублей. Его жена, работница того же цеха, также подписывается на месячный оклад.

Почин сделан. Один за другим рабочие и работницы подходят к столу. Подписные листы быстро заполняются. Рабочие с воодушевлением отдают взаймы государству свой двух- и трехнедельный заработок. 2 июля к 12 часам дня на заводе подписалось свыше 50 процентов общего числа рабочих. Сумма подписки превысила 45 тысяч рублей”.

Конечно, нельзя отрицать того, что многие советские люди действительно вызывались помочь государству рублем совершенно добровольно. Особенно ярко их энтузиазм проявился в годы Великой Отечественной войны. Тогда были выпущены четыре 20-летних займа под 4% годовых, которые позволили собрать 72 млрд руб.: на 25,97% больше, чем рассчитывали экономисты.

Займы военных лет осуществлялись по уже обкатанной схеме – каждый имел два выпуска: выигрышные 4-процентные облигации распространялись по подписке на предприятиях, в организациях и среди колхозников, 2-процентные облигации выпускались для колхозов, артелей, кооперативов и так далее. 551 млрд руб. составили прямые расходы Советского правительства на ведение войны, и 13% этой суммы было вложено в копилку победы покупателями займов.

В целом же за годы войны обязательные и добровольные взносы населения достигли 270 млрд руб., или 26% всех доходов государственного бюджета. В благодарность за это советские граждане получили очередную конверсию. В 1948 году вышел конверсионный 2-процентный заем для обмена практически всех облигаций, выпущенных до 1947 года. Старые облигации обменивались на новые в пропорции 3:1.

Последний рывок

После окончания войны система займов уже не могла держаться на голом энтузиазме граждан. Население обнищало, накоплений практически не осталось, частные хозяйства были разорены. Кроме того, конверсии подорвали доверие держателей к гособязательствам. Разноцветными облигациями они оклеивали стены туалетов или отдавали их детям в качестве игрушек. Никто уже не верил, что советское государство когда-нибудь выполнит свои обязательства. Руководству страны снова пришлось вернуться к принудительному размещению займов.

С 1946 по 1957 год было выпущено пять тиражей 20-летних облигаций, целью которых было восстановление и развитие народного хозяйства. Доход по ним выплачивался лишь в виде выигрышей. Еще два займа сроком на 26 лет были выпущены в 1947 году. Все они имели фактически принудительный характер, хотя официозные публикации и продолжали утверждать обратное.

“Дружной подпиской на государственные займы трудящиеся СССР демонстрировали свое морально-политическое единство, сплоченность вокруг Коммунистической партии и готовность активно участвовать своими средствами в строительстве коммунизма”, – гласил выпущенный в 1961 году кредитный словарь.

Несмотря на регулярные конверсии и постоянное несоблюдение сроков гашения облигаций и порядка выплаты процентов по ним, в конце 1950-х годов сложилась ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов превысили поступления в казну от размещения новых ценных бумаг.

Тогда в 1957 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза”, согласно которому выпуск новых займов практически прекращался, ранее обещанные платежи вновь были отсрочены на 20 лет, и выигрышные тиражи проводиться перестали. Всем спасибо, все свободны!

Вот как отметил этот факт на Внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев: “Возьмем, к примеру, такой факт, как осуществленные по инициативе трудящихся мероприятия в отношении государственных займов. Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20 – 25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя”.

Государство снова изящно приписало народной воле волю собственную. В 1970-е годы выплаты по ценным бумагам все-таки начались. Но миллионов эпохи НЭПа ни один из советских граждан не получил. Как водится, на кухнях ругались. Но ходить на митинги тогда было не принято – разве что только на праздничные.

Надо заметить, что нашелся один придирчивый бывший гражданин Советского Союза по имени Иван Клименко, который вздумал потребовать через суд возврата ему средств по выигрышной облигации 1982 года. Совершенно логичное его требование расплатиться с ним прежде, чем выплачивать долги иностранным кредиторам, суд правомерным не нашел и в 2002 году признал государство победителем процесса, поскольку в российских законах положения, к которому апеллировал Клименко, прописано не было.

Долг платежом что?! Государству не стыдно

Выплаты владельцам государственных ценных бумаг СССР откладываются на 2016 год. В 2013 году соответствующее постановление об этом подписал премьер Дмитрий Медведев. Россияне, доверившие свои накопления государству в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия, вынуждены возвращать их через Страсбургский суд.

Принятый еще 1999 году специальный федеральный закон гарантировал полную компенсацию обладателям Государственных казначейских обязательств СССР, облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, а также сертификатов Сберегательного банка СССР. Причем соответствующие выплаты доверившие свои накопления еще советскому государству должны были получать с «учетом изменения покупательной способности денежных средств» (оценка проводилась исходя из стоимости социальной корзины продуктов).

Министерство финансов РФ оценивает общий объем таких долгов в 25 трлн рублей, что почти в два раза превышает все доходы казны. «Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов», – констатируется в докладе финансового ведомства.

В итоге государство «отсрочило» выполнение своих обязательств сначала до 2004 года, потом до 2005 и т.д. В апреле 2012 года тогда еще глава правительства России Владимир Путин подписал постановление о приостановлении процедуры перевода советских ценных бумаг в российские долговые обязательства до 2015 года. В 2013 Дмитрий Медведев «заморозил» исполнения обязательств СССР еще на год.

Внебюджетная Фемида

Некоторые владельцы «советских долгов» пытаются судиться с государством (в лице уполномоченного переводить деньги оператора – ОАО «Сбербанк России»), но практика противоречива. Так, обратившаяся в банк петербурженка Марина Ледина вместе с предъявленными Государственными казначейскими обязательствами СССР была насильно препровождена в отделение полиции для «взятия объяснений относительно факта их приобретения» – из-за якобы возникших сомнений в подлинности ценных бумаг. В ходе последующего судебного разбирательства юристы банка вроде как и не отрицали наличие обязательств по оплате «советских долгов», но указали на пропуск истицей трехлетнего срока давности (ведь государство отказалось от ценных бумаг в 1992 году, то есть подавать иски надо было максимум в 1995). Суд счел эти доводы обоснованными и отказал в иске.

Чуть больше «повезло» г-ну Полукарову, купившему в годы перестройки сертификаты Сбербанка СССР на 68 тысяч советских рублей (стоимость трех «Волг» – лучшего отечественного автомобиля той эпохи). Используя данные Федеральной службы государственной статистики, он оценил свои ценные бумаги почти в 520 тысяч российских рублей, но суд согласился с позицией Минфина о компенсации только 40 процентов нарицательной стоимости сертификатов, причем с учетом деноминации. После длительного спора «почетный кредитор Советского Союза и России» получил … решение о компенсации 27 рублей 23 копеек.

Заграница нам поможет

Особенно активные держатели облигаций и иных государственных ценных бумаг более-менее успешно добиваются справедливости в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Например, 72-летний житель села Шуя Юрий Лобанов, в свое время купивший облигаций государственного выигрышного займа почти на 20 тысяч рублей (в 1982 году – стоимость большого коттеджа), смог получить более 37 тысяч евро. Рассматривая его дело, Страсбургский суд пришел к выводу о нарушении прав собственности, сочтя необоснованными действия российских властей по неоднократному «откладыванию» выплат обещанной компенсации. Петербурженке Марии Андреевой по решению ЕСПЧ Россия обязана выплатить 4,3 тысячи евро.


А дальше – сами знаете…

Облигации федерального займа для физических лиц можно купить с 26 апреля 2017 года в двух крупнейших банках России — ВТБ и Сбербанке. В современной истории это третья попытка государства привлечь средства со стороны населения. Первый этап продаж государственных долговых бумаг был запущен в 1995 году. В 11 серий эмиссии вошли долговые бумаги на сумму в 13 триллионов рублей. Еще через пять лет (в 2000 году) была сделана еще одна попытка размещения, но по различным причинам эмиссию пришлось остановить.

Теперь гражданам доступныновые гособлигации России, которые уже получили статус «народных». Предлагаемые государством условия заинтересовали население и привлекли его внимание к долговым бумагам. Этот способ вложений является альтернативой классическим депозитам, ведь покупка новых ОФЗ также дает право держателю на получение процентов. Вопрос в том, насколько надежной является такая инвестиция, и в чем особенности государственных облигаций.

Общие положения

Для многих людей, которые далеки от инвестиционной деятельности, термин «облигации федерального займа» совершенно не знаком. Под этим определением подразумеваются долговые активы, которые государство выпускает с целью продажи населению и пополнения казны.

Облигации государственного займа для граждан возможность инвестировать накопления в надежде получения процентов в будущем. Главной особенностью является ограниченность срока действия этого инструмента. Так, датой эмиссии ценных бумаг является 26.04.2017 года, а погашение должно быть произведено через три года — до 29.04.2020-го.

Как только 3-х летний период завершен, держатели ОФЗ-н вправе получить номинал ценной бумаги, а также начисленные проценты. Если проводить параллели, рассматриваемый инструмент имеет много общего со сберегательным сертификатом Сбербанка.

Потенциальная прибыль

Ключевой вопрос, интересующий потенциальных покупателей — доходность облигаций федерального займа. Государство предлагает ценные бумаги под высокую ставку, размер которой превышает процент по стандартному банковскому депозиту. При этом с каждым годом ставка растет, что делает выгодной покупку ОФЗ на продолжительный срок. Чем больше покупатель удерживает долговую бумагу на руках, тем выше потенциальная прибыль.

Министерство финансов РФ установило следующие процентные ставки применительно к срокам выплат:

  • 7,5% — первое число ноября 2017 г.
  • 8,0% — второго мая 2018 г.
  • 8,5% — конец октября 2018-го.
  • 9,0% — первое число мая 2019 г.
  • 10% — 30.10.2019 г.
  • 10,5% — последний этап, который проходит 29 апреля 2020-го.

Если облигация федерального займа для физических лиц приобретена в первый день продажи, она принесет в среднем 9,02% в год. Но здесь важно брать во внимание вычет комиссии банка-агента.

Финансовые учреждения, которые занимаются реализацией ОФЗ для населения, получают следующую прибыль:

  • В случае покупки ценных бумаг на сумму до 50 000 р. — 1,5% от объема сделки.
  • 50 000-300 000 р. — 1,0%.
  • От 300 000 р. и более — 0,5%.

Такие же комиссии взимаются с покупателей, если они принимают решение досрочно погасить долговую бумагу.

Наибольшая комиссия составит 3%, если инвестор покупает ОФЗ-н на сумму до 50 тыс.р., не дожидаясь своего срока, предъявляет их к погашению. Если купить облигации на сумму от 300 000 р. и удерживать их на руках до установленного дня, комиссия будет минимальной (0,5%).

Сроки покупки ОФЗ в 2017 году

Инвестиции в ОФЗ для населения имеют ряд преимуществ:

  • Получение гарантированной прибыли, благодаря высокой доходности государственных облигаций РФ .
  • Возможность погашение долговой бумаги в любое удобное время.

В случае покупки ОФЗ инвестор вправе вернуть вложенные деньги, не дожидаясь, пока пройдет год со дня покупки. Но в этом случае доходность долговой бумаги будет нулевой. Также в случае заблаговременного погашения стоит учесть следующие нюансы:

  1. Банк-агент выкупает долговые бумаги по цене покупки (не выше номинальной стоимости актива).
  2. Взимается дополнительная комиссия, которая делает преждевременный возврат долговых бумаг невыгодным для держателя.

При погашении ОФЗ для населения через год после покупки процентная ставка будет равна 6-8,5% в зависимости от инвестированной суммы и размера комиссии. Чтобы получить наибольшую выгоду, желательно купить ОФЗ-н сразу после старта размещения на сумму в 300 000 р. и более, после чего удерживать ценные бумаги до 29 апреля 2020-го.

Во сколько обойдется покупка?

Первый выпуск ОФЗ-н поступает в продажу с 26 апреля, а далее эмиссия будет осуществляться раз в полгода. Цена одной облигации равна 1000 рублей. Нижний объем долговых бумаг, которые можно приобрести, составляет 30 штук (30 000 р.). Максимальное число облигаций федерального займа, которые доступны для покупки одним человеком — 15 тыс. штук на общую сумму до 15 млн. рублей.

Продажа ОФЗ-н 1-го выпуска будет производиться в течение полугода, начиная с 26.04.2017 года. Далее размещается второй выпуск, который может иметь другую стоимость в зависимости от рыночной ситуации. В момент приобретения актива все условия по доходности и цене фиксируются и не зависят от изменений на рынке.

Где купить?

Для инвестирования денег в государственные облигации необходимо обратиться в ВТБ 24 или Сбербанк. Эти финансовые учреждения имеют наибольшую сеть отделений в России, что делает покупку ОФЗ доступной каждому человеку. При активном спросе на долговые бумаги к продаже могут быть подключены и другие финансовые учреждения.

Какие действия можно осуществлять с облигациями?

Ценные бумаги ОФЗ-н разрешено продать только в том финансовом учреждении, где была произведена покупка долговых бумаг. Передавать облигацию другому человеку или использовать ее в качестве залога запрещено. Кроме того, не разрешается дарение актива или осуществление взноса в капитал. Единственное, что можно — передавать ОФЗ другому человеку по наследству. Подобные ограничения разработаны, чтобы избежать махинаций и злоупотреблений со стороны инвесторов.

Итоги

Доходность ОФЗ позволяет говорить об отличных перспективах подобных инвестиций. Средняя прибыль от 3-х летних облигаций составляет 8,5%, в то время как ставка банковских депозитов находится на уровне 6-8%. О надежности таких вложений лишний раз напоминать не стоит, ведь за облигациями стоят гарантии государства.

Гарантирующие безусловное право держателя в установленный срок получить от государства их номинальную стоимость либо имущественный эквивалент.

Возможен доход по облигациям госзайма в форме:

  • скидки при продаже (дисконта);
  • процента от продажной стоимости.

Законодательство РФ специально не регламентирует понятие и правила обращения облигаций госзаймов. По отношению к ним справедливо общее определение облигаций ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Правила 39-ФЗ распространяются на все выпущенные в России ценные бумаги независимо от эмитента.

Цели эмиссии облигаций госзайма

Выпуск обусловлен решением специфических задач, например:

  • покрытие бюджетного дефицита;
  • кассовых разрывов;
  • изыскание средств для погашения внешней государственной задолженности;
  • привлечение финансовых ресурсов для проектного финансирования.

Эмиссия облигаций госзайма является подспорьем для урегулирования:

  • денежной массы;
  • инфляции;
  • курса валют;
  • доходности по иным ценным бумагам;
  • распределения капиталов по финансовым рынкам.

Привлекательность облигаций государственного займа

Доходность долговых ценных бумаг гораздо выше, чем у депозитов. Однако их покупка всегда сопряжена с риском невозвращения.

Поскольку облигации федерального займа гарантированны всем государственным имуществом, они считаются более надежными, нежели выпущенные другими эмитентами.

Дополнительным стимулом для инвесторов являются . По общему правилу доход по таким облигациям налогами не облагается.

Облигации федерального займа

Являются купонными, предусматривают выплату процентного дохода равными частями каждые полгода. Возможно применение фиксированной либо переменной (например, средневзвешенной) купонной ставки. Выплата денег сопровождается отрезанием купона.

Основная сумма займа по ОФЗ погашается в конце срока. Ряд выпусков предусматривал периодическое частичное погашение номинала.

Эмитентом гособлигаций выступает Минфин.

По строку выпуска облигации могут быть:

  • краткосрочными, выпущенными с целью упразднения кассовых разрывов;
  • средне- и долгосрочными, эмитированными для покрытия переходящего бюджетного дефицита.

Некоторые виды облигаций госзаймов, существовавшие в РФ


  • Краткосрочные бескупонные облигации. Реализовывались с дисконтом. Обслуживались Центробанком. Имели бездокументарную форму.
  • Облигации сберегательных займов на предъявителя эмитировались в 1995 – 1998 годах в документарной форме. Имели срок погашения до 2 лет.
  • Облигации внутреннего валютного займа были выпущены для расчета по долгам Внешэкономбанка СССР. Погашение третьего транша облигаций так и не было произведено. Сумма задолженности по ним оставляет порядка 5,5 млн. долл.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш