Сколько платит налогов газпром в день. «Роснефть» уже четыре года остается лидером по налоговым отчислениям в бюджет. Мы являемся официальным партнером

  • Дата: 21.12.2022

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Повышение НДС вернуло нас к дискуссии о том, сколько налогов платят рядовые россияне государству. Государственная пропаганда традиционно исходит из двух тезисов - (1) граждане у нас платят мизерные налоги, а основную нагрузку по содержанию бюджета несут наши «кормильцы» - крупные корпорации, и (2) ставка НДС - это проблема бизнеса, граждан напрямую она не касается. Давайте разберемся, насколько это соответствует действительности.

Вынужден огорчить российские власти: достаточно взглянуть на данные федерального казначейства об итогах наполнения консолидированного бюджета , чтобы понять, что основные доходы государству дают именно налоги, собираемые с граждан. В их числе - не только налоги, которые граждане платят напрямую (НДФЛ, налог на имущество и транспортный налог для физлиц), но и налоги, заложенные в цены товаров и услуг (НДС, акцизы, пошлины на импортные товары, налоги на малый бизнес - вмененка, УСН), а также пресловутые страховые взносы на фонд оплаты труда (которые идут в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах).

Вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который начисляется на нас, граждан

Да, формально взносы на фонд оплаты труда платит работодатель, и к гражданам они вроде как отношения не имеют. Но это только формально: достаточно взглянуть в любую отчетность компаний, чтобы увидеть, что страховые взносы на зарплату включаются в статью «Оплата труда» и рассматриваются вне отрыва от наших зарплат - просто это часть фонда оплаты труда, которая идет не работнику, а государству. Решения о начислении уровня зарплат и создании рабочих мест принимаются работодателями исходя из того, что страховые взносы на фонд оплаты труда - такая же часть трудовых выплат, как и, собственно, зарплата. То есть вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который, по сути, начисляется на нас, граждан.

Так вот, в совокупности все эти виды налогов дали в консолидированный бюджет 2017 года 17,8 трлн руб. В том числе:

Страховые взносы на фонд оплаты труда - 6,5 трлн.;

НДС - 5,2 трлн.;

НДФЛ - 3,3 трлн.;

Акцизы - 1,6 трлн.;

Пошлины на импортные товары - 0,6 трлн.;

Налоги на «совокупный доход» (на малый бизнес - УСН, вмененный налог, торговый сбор) - 0,5 трлн.;

Транспортный налог и налог на имущество физлиц - 0,2 трлн.

А как поживают наши «кормильцы», крупные нефтегазовые гиганты? В 2017 общие сборы нефтегазовых налогов (налог на добычу углеводородного сырья и экспортные пошлины на углеводородное сырье) дали в консолидированный бюджет 5,97 трлн руб.

6 трлн против 18 трлн - таким образом, налоги, которые платим в бюджет мы, граждане (напрямую, в составе цен на товары и услуги, либо в виде начислений на наши зарплаты), втрое превышают нефтегазовые доходы бюджета . Например, крупнейшим источником поступлений в консолидированный бюджет являются вовсе не нефтегазовые налоги - как уже говорилось, 6 трлн руб. в прошлом году - а все те же страховые взносы на зарплату (6,5 трлн.).

Кто здесь настоящий кормилец, скажите, пожалуйста?..

Кстати, интересно в этом плане сказать два слова про «Газпром», который власти любят представлять «кормильцем нации». Согласно годовой отчетности самого «Газпрома», в 2017 году эта компания уплатила государству налогов на 1,8 трлн. рублей. Как уже было упомянуто выше, поступления бюджета от налога на доходы физических лиц в 2017 году - 3,3 трлн. Рублей. Граждане России vs. «Газпром» — 1:0 по показателю вклада в формирование бюджета.

Если поделить все эти налоговые доходы на число населения, то получается, что среднестатистический россиянин в год отдает государству более 120 тысяч рублей , или 10 тысяч в месяц. В том числе (в параметрах 2017 года):

45 тысяч в год страховых взносов на зарплату;

36 тысяч НДС;

22 тысячи НДФЛ;

15 тысяч в виде акцизов на подакцизные товары и пошлин на импортные товары;

3 тысячи в виде налогов на малый бизнес;

и еще примерно полторы тысячи в виде налога на имущество и транспортного налога (те, кто владеет имуществом и транспортными средствами, платят больше, но это средняя цифра по стране с учетом того, что многие россияне таким имуществом не владеют).

Согласитесь, 120 тысяч рублей в год в среднем на одного россиянина - очень внушительная цифра. Конечно же, нам нужно более активно доводить до людей информацию о том, сколько налогов они отдают государству - тогда россияне будут решительнее настроены требовать с властей давать им что-то адекватное взамен. Впрочем, нельзя сказать, что эта информация прям уж скрыта за семью печатями - в любом чеке на покупку товаров вы можете увидеть отдельную строчку с начислением НДС. Просто смотрите на нее внимательнее, там не такие уж маленькие суммы - и в отличие от конкретных товаров, которые вы покупаете и которые приносят вам пользу, польза от перечисления этих денег государству... ну, скажем так, сомнительна (о том, куда тратятся эти деньги, мы поговорим в следующий раз).

При этом налоговая нагрузка в последние годы очень заметно выросла - в отличие от экономики, которая по сути зависла с 2008 года и никакого существенного роста не демонстрирует. Можно спорить о том, вырос ВВП с 2008 года на 3% или снизился на столько же - но совершенно очевидно, что экономика находится примерно на том же уровне и мы просто потеряли эти десять лет для развития (а с учетом последних прогнозов правительства о слабом росте в предстоящие годы — получается, что это были не последние потерянные десять лет).

Не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами

Но, однако же, лишив нас роста и развития, власти вовсе не остановились в увеличении налогов. Если в 2010 году налоговая нагрузка по четырем крупнейшим налогам, которые так или иначе платит население (страховые взносы на зарплату, НДС, НДФЛ и акцизы) составляла 15,6% ВВП, то в 2017 году - уже 18% ВВП. Наибольший прирост обеспечили страховые взносы на фонд оплаты труда (плюс 1,7% ВВП с 2010 года), акцизы (плюс 0,7% ВВП) и НДС (плюс 0,3% ВВП - прежде всего за счет увеличения собираемости этого налога). То есть получается, что, не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами. В свою очередь, это неизбежно влечет за собой дальнейшее торможение роста - деньги, которые мы могли бы вкладывать в развитие, вместо этого вкладываются в войну, силовиков, ненужные мосты в никуда, перекладывание плитки на асфальт и асфальта на плитку, и т. д. Экономического роста все это не генерирует, хотя бюджетные инвестиции в последнее десятилетие достигли рекордных значений.

С повышением НДС эта ситуация усугубится. С одной стороны, средний размер уплачиваемого россиянами НДС вырастет с 36 тысяч рублей в год на человека до более 40 тысяч. С другой стороны, торможение роста в 2019 году прямо связано с последствиями повышения НДС - одно потерянное десятилетие без экономического роста плавно переходит во второе.


Госдума приняла закон, который предоставляет новые налоговые льготы для проектов "Роснефти" и "Газпрома".

В частности, закон предоставляет "Роснефти" налоговый вычет по НДПИ для Самотлорского месторождения и вносит изменения, которые позволят снизить НДПИ на газ для совместных с "Газпромом" предприятий, добывающих газ на ачимовских залежах.

Закон предоставляет возможность присоединиться к консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) организациям, которые участвуют в строительстве Амурского газоперерабатывающего завода (проект "Газпрома").

Закон устанавливает нулевую ставку НДС в отношении услуг по трубопроводной прокачке природного газа в случаях, предусмотренных международными договорами России, если местом предоставления таких услуг признана Россия.

Закон снимает ограничения по предельным срокам начала применения пониженных ставок НДПИ при добыче газа на новых морских месторождениях на континентальном шельфе, а также продлевает на 2018-2022 гг. действие нулевой ставки НДПИ при добыче кондиционных руд олова на участках недр, полностью или частично расположенных в Дальневосточном федеральном округе.

Закон допускает уменьшение НДПИ, исчисленного при добыче газового конденсата, на величину налогового вычета в связи с получением при переработке конденсата широкой фракции легких углеводородов.

Кроме того, закон освобождает от налогообложения доходы российских госорганизаций, против которых действуют санкции других стран, если эти доходы получены от продажи акций и долей этих госорганизаций. Однако льгота действует при выполнении ряда условий.

Во-первых, льготу применяют, если после продажи акций доля продавца в капитале эмитента составляет не менее 50%. Во-вторых, покупатель не должен являться взаимозависимым лицом с продавцом. В-третьих, на дату заключения договора о передаче прав государство имеет право прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосующих акций (долей), составляющих капитал организации-продавца. В-четвертых, на дату продажи акций (долей) организация-продавец должна не менее года прямо или косвенно участвовать в капитале организации, акции которой продает. При этом доля такого участия должна составлять не менее 50%.
Правление "Газпрома" выплатило себе 2,1 млрд рублей на фоне рекордного за 19 лет убытка
Члены правления "Газпрома" получили за 9 месяцев 2017 года вознаграждение в размере 2,137 миллиарда рублей, сообщила компания в финансовом отчете по РСБУ.

По сравнению в прошлым годом заработок топ-менеджеров газовой монополии остался практически без изменений (+ 8 млн рублей), а по сравнению с 2015 годом увеличился на 22%, или на 397 млн рублей.

Основная часть суммы, как и в прошлом году, пришлась на премии. Их размер составил 1,467 миллиарда рублей. Выплата состоялась даже несмотря на то, что по итогам отчетного периода "Газпром" впервые за 19 лет стал убыточным.

Январь-сентябрь текущего года холдинг, обладающий монопольным правом на продажу российского газа за рубеж, закончил с потерей 9,205 млрд рублей.

Квартальные убытки у компании фиксировались и раньше, однако минус по итогам 9 месяцев для "Газпрома" стал первым с дефолтного 1998 года.

Причина этого результате не совсем ясна, target="_blank">отмечает заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Выручка от реализации газа увеличилась на 8,8%, до 1,997 трлн рублей. Валовая прибыль компании - на 4%, до 1,198 трлн рублей; прибыль от продаж - на 21%, до 232,9 млрд рублей.

Существенный скачок произошел по статье "прочие расходы", указывает Танурков: год назад на эти не определенные траты уходило 47 млрд рублей, а в за 9 месяцев текущего - 387 млрд рублей.

"Предположительно здесь могло сказаться отрицательное сальдо курсовых разниц по валютным активам и обязательствам компании", - рассуждает аналитик "Финама" Алексей Калачев.

Ясность, по его словам, внесет отчетность по международным стандартам (МСФО), которую "Газпром" опубликует в ближайшее время.

rusanalit : Огромное спасибо всем, кто исправлял и корректировал мой текст про "Газпром". Газпром дотирует Россию? Ничего подобного! В итоге я написал его практически заново.

Отказался, например, от 2005 года и пересчитал все в 2008. Вышло очень интересно. Например оказалось, что

Уплатив в 2008 году 685 млрд. рублей налогов, "Газпром" получил от бюджета дотаций - за счет заниженных вывозной пошлины и НДПИ - на 650 млрд. рублей .

Т.е. по сути "Газпром" вообще не платит налогов! Интересно, опубликует ли его "Слон".

так как жж русаналита удалён, полную статью выкладываю ниже

ГАЗПРОМ ДОТИРУЕТ РОССИЮ? НЕТ - РОССИЯ ДОТИРУЕТ «ГАЗПРОМ»! «

Совокупная экспортная мощность газопроводной системы через которую возможно прокачивать на экспорт газ «Газпрома» (без Казахстана, Армении и Грузии) составляет:

1. Украинское направление:

143,5 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (формально он больше, до 179 млрд. кубов - но для этого надо вложить существенные средства в модернизацию ГТС Украины).

2. Белорусское направление:

35 млрд. кубов - чистый возможный экспорт (вкл. «Ямал-Европа»)

3. Турецкое направление («Голубой поток»):

16 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

4. Латвийское направление:

2 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

5. Финское направление

7 млрд. кубов - чистый возможный экспорт

Итого, совокупно по всем пяти направлениям чистого возможного экспорта за пределы б. СССР (в европейском и турецком направлениях): 203,5 млрд. кубов .

В 2008 году транзит российского газа через территорию Украины составил 119,6 млрд. кубов. Через Беларусь - 51,4 млрд. кубов. По «Голубому потоку» - 10 млрд. кубов. В Латвию - 0,7 млрд. кубов. В Финляндию - 4,9 млрд. кубов.

Итого: 186,6 млрд. кубов . При пропускной мощности в 203,5 млрд. кубов.

Вывод № 1: свободных экспортных мощностей у «Газпрома» в 2008 году было на 17 млрд. кубов газа (округлим в пользу «Газпрома»).

Именно столько в 2008 году «Газпром» мог поставить на экспорт дополнительно, сняв их с внутреннего российского рынка, куда он поставил в том году 287 млрд. кубов газа. И тут первая обманка от «Газпрома» - он то повышает цены на все 287 млрд. кубов газа (точнее, с учетом того, что население и ЖКХ потребляют 27% газа - на 209 млрд. кубов), идущих на рынок России - забывая, что на деле может экспортировать не более 9% этого обьема. На большее не хватает транспортных мощностей.

Совокупное потребление газа Европой (вкл. Турцию) в 2008 году составило 550,6 млрд. кубов. Теперь представим, что «Газпром» задался целью продать на этом рынке те самые снятые с внутрироссийского рынка 17,8 млрд. кубов газа. Считаем: 17 млрд. кубов газа составляют 3,1% совокупного европейского потребления газа. Продать их на этом вполне обеспеченном газом рынке можно только заместив своим газом чей-то чужой, который оттуда уходить вовсе не желает. Как вытолкнуть чужой газ с европейского рынка? Только понижая цены на свой газ - т.е. через демпинг. Но и другие продавцы газа, желая удержать за собой рынок, будут демпинговать. С другой стороны - что такое для европейского рынка 3,1%? А вот смотрим и видим: Катару, чтобы протолкнуть в 2009 году на европейский рынок 30 млрд. кубов газа (Катар поставляет сжиженный природный газ, но мы пересчитали его в эквивалент просто природного) пришлось продавать их более чем вдвое ниже газпромовской цены, в среднем по 130-150 долларов за 1000 кубов.

Момент нежелания Европы увеличивать зависимость от поставок газа из России можно опустить - думается, получив значительную скидку по цене, она пережила бы рост доли российского газа впотреблении с 32% до 35%.

Но будем считать, что «Газпрому» удалось бы продать в Европе эти 17 млрд. кубов газа без всяких скидок. Т.е. по 308 долларов за 1000 кубов (расчет приведен ниже). Таким образом, он бы выручил от продажи этого дополнительного объема 5,2 млрд. долларов . И это и есть - но только в первом приближении - размер дотации «Газпрома» российской экономике.

Почему в первом приближении? А потому что у «Газпрома» есть есть еще одна не то чтобы тайна, но факт, который он предпочитает не афишировать - налоговые дотации со стороны бюджета, в первую очередь за счет заниженной (против нефтяного аналога) ставки НДПИ и заниженных вывозных пошлин. Посчитаем?

ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА

Поскольку экспортная цена на газ формируется по формуле, базирующейся на цене на нефть примерно 9-месячной давности, то большая часть среднегодовой экспортной цены газа в 2008 году сформирована ценой на нефть прошлого, 2007 года. Потому в своем расчете мы будем рассматривать цену на газ 2008 года и цену на нефть 2007 года.

При среднегодовой цене на нефть сорта Urals в 69,3 доллара за баррель (2007г.), цена тонны экспортированной нефти этого базового для российского экспорта сорта в 2007 году составила 505 долларов.

Доля таможенной пошлины в ней (расчитано по формуле Минфина)
29,2+(7,3*(69,3-25))*65%= 239,5 долларов.

Согласно собственным данным «Газпрома», объем продаж газа в страны Европы в 2008 г. составила 184,4 млрд куб. м газа. Выручка от реализации газа в страны Европы в 2008 г. составила 1430,5 млрд руб. Таким образом, 1000 кубов газа продавалось Газпромом в 2008 году в Европу по цене в 7770 рублей. Среднегодовой курс рубля в 2008 году составил около 25 рублей за доллар. Таким образом, стоимость 1000 кубов газа составила 308 долларов. Или 61% от стоимости тонны нефти в 2007 году .

По логике вывозная пошлина на 1000 кубов газа должна составлять те же 61% от вывозной пошлины на нефть или 146 долларов долларов ($239,5*61%).

Согласно Приказа ГТК РФ от 11 декабря 2003 г. N 1431 (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2003 N 507) с 1 января 2004 года применяется ставка вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 30 процентов от таможенной стоимости,

Таким образом, при среднегодовой цене на экспортируемый в Европу газ в 308 долларов за 1000 кубов ставка вывозной пошлины составляет 92,4 доллара. Как мы высчитали выше «равновесная» с нефтью ставка экспортной пошлины на газ должна составлять 146 долларов. Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(146-92)=9,9 млрд. долларов .

НДПИ.

В 2007 году в России добыто 492 млн. тонн нефти (и газового конденсата). Поступления от НДПИ на нефть составили в том же году 1,017 трлн. руб. Таким образом, средневзвешенная ставка НДПИ составила 2067 рублей за тонну нефти.

61% от 2067 рублей составляет 1261 руб - именно такой НДПИ с 1000 кубов экспортированного в дальнее зарубежье газа должен был заплатить Газпром при равном налогообложении с нефтяной отраслью. В реальности же ставка НДПИ составила 147 рублей.

Т.е. дотация со стороны бюджета РФ в пользу «Газпрома» при экспорте тем в 2008 году в страны дальнего зарубежья 184,4 млрд. кубов газа составила: 184,4млрд./1000*(2061-147)=353 млрд. руб. или 16,1 млрд. долларов

Вывод: совокупная дотация в пользу «Газпрома» со стороны бюджета РФ за счет заниженных вывозных пошлин и заниженного НДПИ составила 26 млрд. долларов.

Чистая прибыль "Газпрома" в 2008 году составила 771,38 миллиарда рублей или около 31 млрд. долларов. Таким образом, прибыль «Газпрома» до обложения налогом на прибыль составила 1,014 трлн. рублей. Из которых 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.) - это дотация со стороны бюджета РФ. Таким образом «грязная» прибыль «Газпрома» в 2008 году на 65% сформирована за счет дотации со стороны бюджета РФ.

Запомните это - если бы «Газпром» платил вывозные пошлины и НДПИ на равных с нефтяниками условиях, то его прибыль была бы в 3 раза меньше, а доходы бюджета РФ - на 650 млрд. рублей больше.

Теперь вспомним, что «Газпром» в идеальном для него случае мог бы экспортировать по свободным газопроводным мощностям 17 млрд. кубов газа на сумму в 5,1 млрд. долларов. Из них вывозная пошлина составила бы 30% или 1,5 млрд. долларов. Т.е. от продажи этого объема «Газпром» выручил бы 3,6 млрд. долл., (с которых «по уму» надо бы еще снять расходы на транзит). При этом он вовсе не подарил эти 17 млрд. кубов,а продал их на внутрироссийском рынке по цене в 1652,8 рубля за 1000 кубов (за вычетом НДС и акциза). Или по 66 долларов, выручив таким образом «чистых» $66*17,8млрд./1000=1,1 млрд. долларов.

Т.е. отказавшись от экспорта в пользу российского рынка «Газпром» недополучил $3,6млрд.-$1,1млрд.=$2,5м лрд. долларов.

Но как мы помним, налогов он недоплатил аж на $26 млрд. долларов! Т.е. в 10 раз больше!

Вывод: в 2008 году чистая дотацию бюджета РФ в пользу «Газпрома» составила 23,5 млрд. долларов.

Так что, как мы с вами видим - не «Газпром» дотирует российскую экономику, а все с точностью «до наоборот» - бюджет России на огромную сумму дотирует «Газпром». Но при этом «Газпром» собирается поднять цены в России в разы, аргументируя это тем, что он «дотирует» поставки на внутренний рынок. Т.е. он хочет не только получать огромные дотации из бюджета страны, но и еще получать с России дополнительные огромные деньги - как минимум 418 млрд. рублей в год (расчет ниже).

В 2008 г. Газпром заплатил налогов- 685,8 млрд руб. Бюджет РФ дотировал «Газпром» в 2008 году по вывозной пошлине и НДПИ на 650 млрд. руб. ($26млрд.*25руб.).

Как мы видим из таблицы внизу, в 2008 году цены газ в СНГ и Балтии были на 2000 рублей выше внутрироссийских. С учетом того, что поставка «Газпрома» агентам экономики (т.е. за вычетом потребления газа населением) составила в этом году 209 млрд. кубов газа, «Газпром» считает, что его потери составили 418 млрд. рублей и именно этим аргументирует повышение цен на газ для России в разы. 418 млрд. руб. - это 14 миллиардов долларов по текушему курсу. Именно столько «Газпром» желает выручать ежегодно дополнительно с экономики России за счет повышения цены на газ. И то в том случае, если базой для подьема цен будут цены стран СНГ и Балтии, которые в два с лишним раза ниже цен для дальнего зарубежья.

Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) , руб. за 1 000 куб. м. :

Направление/Год

2007

2008

Россия

1301,1

1652,8

Дальнее
зарубежье

5181,9

7757

СНГ и Балтия

2672,9

3693,9

Но - как бы там ни было, имеет ли «Газпром» возможность продать все поставляемые в Россию 209 млрд. кубов газа на экспорт или нет, продаст он их по ценам долгосрочных контрактов или по значительно более низким - «Газпром» имеет полное право заявить:

если российские предприятия смогут покупать газ по выросшим в разы «равнодоходным» ценам, значит все правильно - ибо это рыночные цены.

Имеет полное право? Как бы не так. Потому что это будет покупка «с пистолетом у виска» - в условиях практически полной монополии «Газпрома» потребители не имеют свободы выбора, отсутствует главная составляющая - конкуренция среди поставщиков. Для того чтобы цена поставки газа на внутренний рынок России была действительно рыночной, свой газ потребителю должны предлагать несколько конкурирующих за деньги потребителя поставщиков.Нет конкуренции - нет рыночной цены.

Давайте поймем - с повышением цен на поставляемый на внутрироссийский рынок газ, «Газпром» теряет единственное обоснование своего сохранения как единой компании, как монополии . Если, конечно, вы считаете, что интересы российской экономики выше интересов отдельно взятой компании. Ведь экспорт газа может - как, скажем, то делает «Росвооружение» в сфере экспорта оружия - осуществлять единый госпосредник - чтобы избежать ситуации в которой добываемый несколькими российскими компаниями газ будет конкурировать на европейском рынке сам с собой.

Так что если «Газпром» желает повысить цены для России до «равновесных» с Европой - то «Газпром» должен быть разделен на несколько (не больше трех, чтоб не терять эффекта масштаба) частей, «труба» выведена в отдельную госкомпанию «Трансгаз» (по аналогии с «Транснефтью»), а экспорт газа должен осуществлять единый госпосредник. А главное - «Газпром» (точнее - компании на которые он будет разделен) должны в полном объеме платить налоги в российский бюджет, отказавшись от дотирования по вывозной пошлине и НДПИ.


ПС. И последнее - сам только что заметил.
Итак,
- как видно из таблички, разница в цене поставленного на российский рынок и рынок стран Балтии и СНГ газа составляет 3693,9-1652,8=2041,1 рубль на 1000 кубов газа
- 23,5 млрд. долларов дотации бюджета РФ "Газпрому" в 2008 году по среднегодовому курсу в 25 рублей за доллар это 587,5 млрд. рублей
- на российский рынок в 2008 году "Газпром" поставил 287 млрд. кубов газа
Расчет: 287млрд./1000*2041,1=585,8 млрд. руб .

Т.е. на рынок России в 2008 году - с учетом дотации со стороны бюджета РФ - "Газпром" поставлял газ ровно по той же цене, по какой он это делал и странам Балтии и СНГ.

А то, что расчет сошелся практически "рубль в рубль" говорит о том, что существует договоренность между "Газпромом" и властями России по тому, что реальная цена поставляемого на российский рынок газа должна быть равна поставкам на рынок стран Балтии и СНГ.


Примечание. Все данные - кроме собственных расчетов автора - взяты с сайта "Газпрома":
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=34 (внешние рынки)
http://www.gazpromquestio ns.ru/index.php?id=35 (российский рынок)
+
http://www.eegas.com/fsu_ r.htm (система экспортных газопроводов)